Дмитрий Рогозин взялся за "умное оружие"
В правительстве появится совет по кибербезопасности
Вице-премьер Дмитрий Рогозин поручил создать совет по кибербезопасности в рамках военно-промышленной комиссии. На совещании по вопросам информационной безопасности он заявил, что в России появится своя система противодействия киберугрозам, а новая госпрограмма вооружений будет включать в себя "умное оружие".
Вчера в Фундаментальной библиотеке МГУ Дмитрий Рогозин провел совещание по вопросам информационной безопасности на критически важных объектах инфраструктуры страны. Он сообщил, что в России создается собственная система противодействия киберугрозам. Она будет основана на применении "умного оружия", которое производится "с помощью сложнейших производственных линий и технологический цепей". По словам господина Рогозина, сейчас формируется "новая программа вооружений с использованием умного оружия". "Надо понимать язык наших коллег по Североатлантическому альянсу: то, что они называют обороной,— это нападение, то, что нападение,— это оборона",— заявил он. По словам вице-премьера, говоря о киберобороне, специалисты НАТО имеют в виду использование информационных сетей для вывода из строя систем обороны и важных инфраструктурных объектов той или иной страны.
По итогам совещания Дмитрий Рогозин поручил создать совет по кибербезопасности в рамках военно-промышленной комиссии. Как сообщил первый зампред Морской коллегии при правительстве РФ Сергей Шишкарев, "на площадке совета вместе с межведомственной рабочей группой будет проведена инвентаризация всего нормативного и законодательного поля (в области кибербезопасности.— "Ъ")". В межведомственную рабочую группу войдут представители разработчиков систем информационной безопасности, государственные потребители этих систем, законодатели и представители бизнес-сообщества. Источники "Ъ" в госструктурах РФ отмечают, что сейчас противостояние государств по вопросам военного и политического характера переместилось в информационную среду: в США и в других западных странах развернуты программы по усилению кибервойск и совершенствованию кибервооружений. "Наиболее актуальными стали вопросы защиты от электронного и промышленного шпионажа, защиты информационных и управляющих структур",— говорит источник "Ъ".
Основная часть совещания прошла за закрытыми дверями. По сведениям "Ъ", с докладом об оценке угроз безопасности систем управления критически важных объектов выступали представитель ФСБ Николай Мурашов и гендиректор компании "Инфовотч" Наталья Касперская. Замдиректора ФСТЭК Анатолий Куц рассказал о регулировании и совершенствовании нормативно-правовой базы в области информационной безопасности систем управления важных объектов. Об основах научно-технической и промышленной политики в области обеспечения информбезопасности докладывали замглавы Минпромторга Андрей Богинский, замгендиректора ГК "Росатом" Константин Денисов и старший вице-президент ОАО РЖД Валентин Гапанович.
Руководитель Инжинирингового центра, специального подразделения Национального исследовательского ядерного университета МИФИ Дмитрий Михайлов, присутствовавший на совещании, сообщил "Ъ", что в МИФИ совместно с МГУ разрабатывают основы в области защиты автоматизированных систем управления. "Есть два подхода — делать свои собственные системы, что не под силу государству, потому что нет денег, или ставить доверенную систему, которая будет контролировать все, что делает западная,— пояснил он.— Мы пошли по второму пути, получили международные патенты, но было очень тяжело дойти до практики". По его словам, нужно было консолидированное усилие государства, и для этого Дмитрий Рогозин собрал за одним столом тех, кто пишет нормативную базу, финансирует работу по созданию таких систем, а также разрабатывает их и продает.
Консультант "ПИР-центра" Олег Демидов отметил, что фундаментом политики РФ в области кибербезопасности должно стать принятие закона "О безопасности критической информационной структуры РФ", который регулирует вопросы классификации "критически важных объектов". Обычно, по его словам, критически важной считают информационную инфраструктуру объектов атомной энергетики, электростанций, водохранилищ и химических заводов, банков и бирж, а также транспортных систем и госучреждений. "Во многих западных странах существуют государственно-частные партнерства и советы, в задачи которых входит обеспечение защиты критической информационной инфраструктуры,— добавил господин Демидов.— Для России такой формат тоже был актуальным". Кроме.... того, по его мнению, система информационной безопасности могла бы дополняться более активными учениями по обеспечению защищенности информационной инфраструктуры страны. "Такие киберучения стали нормой в США и ряде стран ЕС, Россия же начала эту практику только летом этого года",— отметил он.