Переходные трудности
После вхождения в состав России Крым остается труднодоступным для российской электроэнергии, транспорта и туристов
После вхождения Крыма в состав России на полуострове резко обострились транспортные, энергетические и коммунальные проблемы.
"Сейчас нужна неделя-две, чтобы пройти границу Украины с Крымом",— рассказывает крымский торговец овощами Ченгиз Алиев. Водители грузовиков теперь просят двойной тариф за перевозку груза через автомобильные пункты пропуска. По словам предпринимателя, если летом очереди на границе не уменьшатся, то продукция начнет портиться уже в фурах, и бизнес понесет еще большие убытки. После присоединения Крыма к России Ченгиз, как и многие другие крымские предприниматели, столкнулся с проблемой фактического прекращения железнодорожного сообщения с Украиной и установления пограничных постов на автодорогах, ведущих на полуостров. Единственное "окно в Россию", на которое завязано сейчас все грузовое транспортное сообщение,— это Керченская паромная переправа.
Сейчас на переправе ведутся работы по реконструкции причальных стенок, и транспортировка грузов идет с перебоями. Паром прекращает ходить еще и по погодным условиям. Если море штормит, а зимой это не редкость, переправу просто закрывают. По словам министра транспорта Крыма Анатолия Цуркина, за три зимних месяца из-за штормов паромы не работали 31 день. Но даже летом, когда погодные условия благоприятствовали переправе, в очереди на паром туристы стояли по несколько суток. Если не будет решена проблема с инфраструктурой, у столкнувшегося с такой ситуацией россиянина даже с поправкой на девальвацию рубля можно надолго отбить желание отдыхать в Крыму. В Минтрансе Крыма, который получил полный контроль над переправой через Керченский пролив, обещают увеличить ее пропускную способность к маю в два раза. Но ремонт причальных стенок, который должен был завершиться 28 января, до сих пор не закончен, а электронная очередь, которая может избавить желающих переправиться от двух-трехдневного ожидания (именно столько занимала переправа через пролив в дни пиковых нагрузок в июле-августе 2014), остается проектом.
Мост через Керченский пролив, который соединит Крым с материковой частью России к 30 июня 2019 года (первоначально его сдача была запланирована на декабрь 2018 года), должен построить "Стройгазмонтаж" Аркадия Ротенберга. Работы обойдутся максимум в 228,3 млрд руб. (212,5 млрд в текущих ценах). Они будут финансироваться за счет ФЦП "Социально-экономическое развитие Республики Крым и Севастополя до 2020 года", весь объем которой составляет 681,2 млрд руб. Всего на транспорт планируется выделить порядка 416,5 млрд руб. По данным Минтранса России, в 2015 году в общей сложности будет потрачено более 61 млрд руб. на строительство транспортного перехода через Керченский пролив, обновление парка городского транспорта Крыма, инфраструктуру системы ЭРА-ГЛОНАСС, реконструкцию и техническое перевооружение комплекса средств управления воздушным движением, РТОП (радиотехническое обеспечение полетов) и строительство аварийно-спасательного флота.
Новый статус Крыма обернулся серьезными проблемами для туристической отрасли. В 2014 году, по данным Министерства курортов и туризма Крыма, полуостров посетило 3,8 млн человек против 5,9 млн в 2013 году. Сокращение турпотока и перенаправление хозяйственных связей на Россию, по данным Крымстата, привело к снижению грузооборота на 32,1% и сокращению пассажиропотока на 14%.
Наталья Кириченко, управляющая "Хостел Судак Интернэшнл", говорит, что транспорт — это самая главная проблема для туристического сектора Крыма. "До закрытия границы с Украиной турбизнес был ориентирован на украинских туристов, которые могли приехать в тот же Судак за несколько часов на машине или забронировать номер на два-три дня. Российский турист так приезжать в Крым не может",— рассказывает Наталья Кириченко.
При отсутствии стабильного сухопутного сообщения большая нагрузка легла на аэропорт Симферополя. В марте он перестал быть международным: рейсы из Украины отменили, а европейским авиакомпаниям в Крым запретила летать Европейская организация безопасности аэронавигации (Евроконтроль). Зато прямое авиасообщение с Симферополем наладили 34 города России. По словам министра транспорта РФ Максима Соколова, за 2014 год российские авиакомпании перевезли в Крым и обратно свыше 2,5 млн человек, что в два с лишним раза превышает показатели 2013 года. Примерно такой же пассажиропоток наблюдался в прошлом году в аэропорту Сочи, включая период проведения Олимпийских игр. С нагрузкой в пиковые месяцы аэропорт и его персонал справились с трудом. Сегодня в аэропорту проходят работы по расширению терминала (к лету его площадь увеличится почти вдвое — с 7 тыс. до 13 тыс. кв. м) и реконструкция взлетно-посадочной полосы. В ФЦП развития Крыма на аэропорт предусмотрено 12 млрд руб., в то время как крымские власти оценили реконструкцию в $1 млрд.
Значительные вложения в аэропорт делать нецелесообразно, считает гендиректор аналитического агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров. "Проблема в том, что в аэропорту велик уровень неравномерности нагрузок. Летом они повышаются, а в остальное время их почти нет (летом аэропорт Симферополь принимает до 150 авиарейсов в стуки, в межсезонье — в три раза меньше.— "Власть"). Поэтому есть время для проведения ремонтных работ. Но масштабная реконструкция не нужна. Мы уже строим мост, по которому можно организовать железнодорожное движение",— говорит Михаил Бурмистров.
Турбизнес был ориентирован на украинских туристов, которые могли приехать за несколько часов на машине или забронировать номер на два-три дня
В 2013 году 66% всех пассажиров приезжали в Крым на поездах. В прошлом году этим видом транспорта воспользовались лишь 40%, а в 2015-м железнодорожное сообщение с Крымом было полностью прекращено Украиной. Поезда доезжают лишь до Херсона и станции Новоалексеевка. Оттуда добираться на полуостров приходится на такси или с пересадкой на автобусах (прямое автобусное сообщение с Крымом также заблокировано украинской стороной). "Выехать из Крыма тоже проблематично. Маршруточники довозят до контрольного пункта с российской стороны. Ссаживаешься, проходишь пограничный контроль на российской стороне, потом пять километров пилишь по буферной зоне, проходишь контроль на украинской стороне и садишься на автобус. Новый транспортный бизнес даже появился — отвезти людей в Херсон",— говорит житель Крыма. У железной дороги на полуострове высокий уровень износа, значимых инвестиций в нее за 23 года в составе Украины не делалось. Ключевым железнодорожным узлом Крыма является Джанкой, где сходятся дороги с Украины через Перекоп (киевское направление) и Чонгар (харьковское, по которому в том числе до запрета транзита украинской стороной шли поезда из России). От Джанкоя основная ветка идет на Симферополь и Севастополь с ответвлением на Евпаторию, другая линия, однопутная и неэлектрифицированная, уходит на юго-восток к Феодосии и Керчи. Максимальная скорость ветки — порядка 40 км, и фактически ее нужно строить заново. К моменту, когда заработает мост, она должна функционировать в обратном направлении и обеспечивать масштабный пассажиропоток и грузопоток.
Кроме того, рассматривалась возможность строительства прямой ветки Симферополь--Керчь. Необходимый объем инвестиций в эти проекты, по оценке Михаила Бурмистрова, составляет от $1,6 млрд до $1,7 млрд. "Можно говорить, что железнодорожная инфраструктура формируется почти заново, инвестиции сопоставимы со строительством новой ветки. Основной вопрос — кто будет работать с этой инфраструктурой. У Крымской железной дороги нет соответствующих компетенций в реализации таких масштабных проектов, а РЖД участвовать не может из-за угрозы санкций",— полагает он.
Также снизилась нагрузка на порты Крыма. Их грузооборот в 2014 году упал на 81,7% по сравнению с предыдущим годом. Крым остается непризнанной территорией, и многие суда просто не заходят в порты полуострова. Раньше через крымские порты в основном велась внешняя украинская торговля, вывозились украинские зерно и металлы. В условиях отсутствия моста вести внешнюю торговлю в портах Крыма — в Керчи, Феодосии, Ялте, Севастополе и Евпатории — не имеет смысла. В новых политических и экономических условиях они стали портами, ориентированными на внутренние потребности Крыма.
24 и 26 декабря 2014 года Украина полностью прекращала подачу электроэнергии в Крым. Глава Минэнерго РФ Александр Новак рассказывал в интервью "Ъ", что на полуостров еще весной прошлого года были передислоцированы мобильные газотурбинные электростанции общей мощностью около 300 МВт и 1,5 тыс. дизель-генераторных установок (потребление электроэнергии в обычном режиме в Крыму составляет около 1,2 гигаватта). Несмотря на это, несколько часов полуостров оставался без электричества. Блэкаут вызвал аварии на крымских ТЭЦ, не смогла оперативно запуститься и мобильная генерация. На сегодняшний день регион на 70-85% зависит от поставок электроэнергии с Украины. По словам Натальи Кириченко, отключения начались еще раньше. "19 декабря я регистрировала документы на автомобиль и ехала на машине из Симферополя в Судак — была кромешная тьма. Свет только на заправках, где есть генераторы, и от фар машин",— вспоминает она. Однако уже в конце декабря 2014 года были подписаны контракт на поставку электроэнергии из ЕЭС России в ОЭС Украины между ОАО "Интер РАО" и ГПВД "Укринтерэнерго" и контракт на поставку электроэнергии из ОЭС Украины на Крымский полуостров. Согласно этим договорам, Россия поставляет на украинскую территорию по внутрироссийским ценам 1500 МВт ежесуточно. В 2015 году отключений света в Крыму не было (за исключением аварийных отключений из-за непогоды или плановых для ремонта сетей).
ФПЦ по развитию Крыма предполагает обеспечение энергетической независимости полуострова от Украины. Схема повышения надежности энергоснабжения включает в себя строительство электростанций общей мощностью 880 МВт в Крыму и 660 МВт на Таманском полуострове, а также кабельного перехода через Керченский пролив для объединения единой энергетической системы России с энергосистемой Крыма. 5 марта 2015 года министр РФ по делам Крыма Олег Савельев заявил на совещании в Совете федерации, что в первой декаде 2016 года к Крыму смогут подключить перетоки до 400-500 МВт из Краснодарского края. По его словам, работы по прокладке высоковольтного кабеля по дну Керченского пролива уже ведутся. В Минэнерго "Власти" уточнили, что к началу 2016 года будет обеспечен переток мощности со стороны ЕЭС России на территорию Крымского федерального округа порядка 300 МВт, а к концу следующего года он достигнет 850 МВт. Эту мощность обеспечит Ростовская АЭС, на которой в 2015 году будет введен в работу третий энергоблок.
Отключения электроэнергии, по словам Наталья Кириченко, привели к сокращению числа туристов на Новый год: "Такая нестабильность, когда все время отключают свет, не работают электроприборы, смутила российских туристов, и многие отказались от поездки на новогодние праздники в Крым". Местные жители отнеслись к отключениям спокойно, "просто купили побольше свечек и генератор", поскольку к периодическим отключениям привыкли, еще будучи частью Украины.
Заказы на инфраструктуру Крыма распределяются не совсем прозрачно
Одна из самых острых проблем Крыма — нехватка пресной воды. 26 апреля 2014 года Украина перекрыла подачу воды из Днепра в Северо-Крымский канал, оставив полуостров без основного источника водоснабжения. Ранее Украина обеспечивала до 85% потребностей полуострова в пресной воде. Председатель ассоциации "Экология и мир" Виктор Тарасенко рассказал, что ситуация с водоснабжением в Крыму сложная, но не критическая. "У нас есть постоянные 700-800 млн кубометров воды в год, которых вполне хватает для существования людей и функционирования сферы ЖКХ",— сказал Виктор Тарасенко. В то же время, по мнению эксперта, сложности возникают у сельхозпроизводителей в степном Крыму, поскольку инфраструктура орошения севера и востока Крыма была полностью завязана на поставках из Северо-Крымского канала. В республике осталось лишь 17 тыс. гектаров орошаемых земель из 140 тыс. Министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров заявлял в интервью телеканалу "Россия 24", что была принята новая госпрограмма развития сельского хозяйства, подразумевающая выращивание засухоустойчивой зимней пшеницы, что должно защитить производство зерновых от проблемы орошения.
На сегодня проблему водоснабжения Крыма удалось частично решить за счет переброски воды из крымской реки Биюк-Карасу в Северо-Крымский канал и разработки подземных источников. В качестве еще одного варианта рассматривается установка опреснителей морской воды в прибрежных регионах. В общей сложности на строительство в этом году новых водохранилищ и водоводов в Крыму из бюджета направят 6 млрд руб. Однако пока эксперты сравнивают ситуацию с экоцидом — массовым уничтожением растительного или животного мира, способным вызвать экологическую катастрофу. Кроме того, очистные и канализационные сооружения требуют серьезных реконструкций и вложений.
"Потери воды у нас доведены до 40%, по официальной статистике. С экологией катастрофическая ситуация, очистные сооружения совершенно неэффективны, они устарели и не справляются с нагрузками,— рассказывает заместитель председателя законодательного собрания Севастополя Александр Кулагин.— В селе Верхнесадовом в Севастополе торжественно открыли очистные сооружения. Но они, по сути, ничего не очищают, потому что канализационные трубы, которые к этим очистным сооружениям идут от домов, давно прогнили, все это все равно уходит в землю".
Михаил Бурмистров считает, что работа инфраструктурных проектов может быть реализована достаточно быстро. У России уже есть опыт, когда на объектах сочинской Олимпиады работали строительные организации со всей страны. Эксперт замечает, что расходы на Крым — защищенные: "Говорят о том, что давайте секвестрируем заработную плату сотрудникам администрации президента на 10%, но никто не говорит: давайте не дадим денег Крыму". О том, что сокращение расходов на ФЦП по Крыму и Севастополю не входит в планы правительства, говорил 14 марта глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев. Снижение количества частных заказов в строительной отрасли в связи с кризисом делает работу в Крыму чрезвычайно привлекательной для очень большого количества российских строительно-монтажных организаций, отмечает Михаил Бурмистров. "Но заказы на инфраструктуру Крыма распределяются не совсем прозрачно. Поэтому ключевой вопрос — это обеспечение прозрачности расходования средств,— уверен аналитик.— Кроме того, нужен качественный надзор за строительством. У властей Крыма нет такого опыта, у Крымской железной дороги нет такого опыта, и у крымских электрических сетей нет такого опыта. Уроки из реализации сочинских проектов надо извлечь, чтобы были прозрачность и эффективность государственного контроля. Но в условиях секвестра бюджета заманчиво обеспечить непрозрачность расходования больших денег. Это самый большой риск для инфраструктуры Крыма",— считает Бурмистров.