Правила игры
блокирует корреспондент отдела финансов Мария Яковлева
Период резких колебаний валютного рынка закончился, уверяют финансовые власти. Но не только обвал декабря, но и февральский рекордный рост курса рубля, оставшись в прошлом, продолжают задним числом преподносить сюрпризы участникам рынка. Энергобанк, потеряв деньги на торгах валютой, пытается вернуть их через суд. 27 февраля на Московской бирже цена доллара с расчетами "сегодня" колебалась от 55 до 66 руб., и банк продал в этом режиме большой объем валюты себе в убыток. По версии банка, убыточные сделки были несанкционированными, то есть совершенными в обход систем безопасности. Теперь Энергобанк пытается взыскать с покупателей-брокеров — "Финама", "Открытия" и БКС — совокупно 243,7 млн руб. Крупные розничные брокеры торговали на клиентские средства, и Вахитовский районный суд Казани, в который обратился с претензией банк, предписал брокерам в качестве обеспечительной меры заблокировать счета части клиентов.
Судебное заседание назначено на 3 апреля, но иск Энергобанка уже всполошил рынок. Вчера со специальным заявлением сочла необходимым выступить Московская биржа. В сообщении, размещенном на ее сайте, утверждается: 27 февраля все сделки на валютном рынке проводились в полном соответствии с законодательством и правилами торгов, биржевая инфраструктура не была подвержена несанкционированному доступу.
Безусловно, если не биржевая, то банковская торговая инфраструктура подвержена взлому. Фондовый и валютный рынки — и не только российские — знают многочисленные примеры ошибочных операций, совершенных в результате не только мошенничества, но и просто сбоев программного обеспечения. В конце концов, трейдеры тоже люди и могут случайно не в то время нажать не на ту кнопку. В "Финаме" уверены: "Сделки наших клиентов, совершенные на валютном рынке 27 февраля, носят рыночный характер. Их аннулирование, равно как и возврат прибыли, полученной в результате данных операций, будут нарушать права инвесторов и базовые принципы функционирования организованного финансового рынка". Однако, так как в этой истории остается пока много неясного, с выводами о ни в чем не повинных инвесторах и коварном жадном Энергобанке я бы не спешила. Такова уж специфика анонимных торгов — стоит конфликтной ситуации попасть в публичное поле, комментируют ее только стороны, так или иначе заинтересованные. В конце концов, суд разберется.
Но беспрецедентна, по словам участников рынка, попытка вернуть средства, проигранные так или иначе на открытом рынке, забрав их у инвесторов. И даже временная блокировка средств, предназначенных для торговли, это потери. Получается, зарабатывать слишком много на российском валютном рынке опасно: в любой момент можно остаться без денег.