"К Киеву мы относимся не менее требовательно, чем к Москве"
Координатор правительства ФРГ по России об украинском кризисе и условиях снятия санкций
В Москве побывал спецкоординатор правительства ФРГ по сотрудничеству с РФ, Центральной Азией и странами "Восточного партнерства" ГЕРНОТ ЭРЛЕР. Специальному корреспонденту "Ъ" ЕЛЕНЕ ЧЕРНЕНКО он рассказал о том, при каких условиях могут быть сняты санкции с России, и прокомментировал предложение Москвы наказать Киев за затягивание реализации минских договоренностей.
— Глава комитета по иностранным делам Совета федерации Константин Косачев сказал после встречи с вами, что может быть создан парламентский диалог в "нормандском формате" (РФ, Украина, ФРГ, Франция).
— Нам известно, что в Думе предлагают запустить парламентский диалог в поддержку минского процесса по урегулированию на Украине. Константин Косачев сказал, что Совет федерации тоже выступает за эту идею. Он предложил включить в этот диалог по два представителя от парламентов четырех стран. Я обещал донести эту идею до Берлина, в частности до профильных комитетов верхней и нижней палаты нашего парламента. В целом я считаю идею подключения парламентов к имплементации минских соглашений хорошей.
— В Москве многие считают странным, что ЕС ввел санкции в отношении РФ уже после подписания минских договоренностей от 12 февраля и угрожает новыми ограничениями, хотя мирный план худо-бедно выполняется.
— Есть решение всех стран ЕС о введении многоступенчатого санкционного режима, который зависит от имплементации минских договоренностей, а значит — от конструктивного подхода российской стороны. Точка. Минский мирный план должен быть полностью реализован. А продление срока действия санкций или даже их расширение возможны только в случае единодушного решения всех 28 стран ЕС. Мы в Германии вообще на другое надеемся: что минский мирный план будет успешно реализован и у нас появится другая тема для разговора — о снятии действующих санкций, а не о введении новых.
— Москва возлагает ответственность за затягивание имплементации ряда ключевых пунктов минских договоренностей на Киев. Глава МИД РФ Сергей Лавров на днях впервые предложил ЕС рассмотреть возможность введения санкций против Украины. Это возможно?
— Отвечу так: для нас имеет значение каждый пункт "Комплекса мер по выполнению минских соглашений" и все подписавшие его стороны обязаны его придерживаться. А политическое заявление в его поддержку приняли три президента и федеральный канцлер. Это означает, что все причастные к этому процессу стороны взяли на себя обязательства и должны их выполнять. И естественно, это касается как Москвы, так и Киева. При этом, если возникают проблемы, необязательно ведь всегда выступать с публичными обвинениями в чей-то адрес.
— Если Россию считают в чем-то виноватой, то обвинения в ее адрес почти всегда звучат публично.
— Это надо рассматривать в контексте. Россия и сама порой выступает с громкими упреками в наш адрес. Но если мы публично не говорим о чем-то, это не значит, что к Киеву мы относимся менее требовательно, чем к Москве. Мы считаем, что обе стороны должны работать на результат, а именно на реализацию минского процесса.
— В следующем году Германия станет председателем ОБСЕ. Каким вам видится роль этой организации в нынешних условиях? И какие задачи вы ставите перед собой?
— ОБСЕ сегодня играет незаменимую роль в урегулировании украинского кризиса. И выполняет сразу несколько функций: она является посредником в контактной группе; есть специальная мониторинговая миссия, ответственная за верификацию отвода вооружений и контроль буферной зоны, и эта миссия становится все более важной; а позже ей придется заниматься (когда будет реализован девятый пункт минского соглашения) и российско-украинской границей. В беседах с моими российскими коллегами мы были едины в том, что, по сути, только ОБСЕ может справиться с этими задачами и что она пользуется доверием у всех сторон конфликта.
Если на Украине будет заметная деэскалация, мы сможем заняться другими большими задачами. С нашей точки зрения, украинский конфликт привел к наиболее глубокому расколу между Россией и Западом с момента окончания холодной войны. Он вредит миропорядку в Европе, который мы пытались выстраивать последние 25 лет, в том числе при участии и в рамках ОБСЕ. И мы считаем, что важной задачей ОБСЕ был бы поиск путей преодоления этого раскола при помощи мер доверия, диалога, новых форм сотрудничества и, возможно, внесения некоторых изменений в структуры организации.
— А как в Германии относятся к инициативе Киева направить в Донбасс в дополнение к миссии ОБСЕ или вместо нее миротворцев ООН или полицейскую миссию ЕС?
— Если мы говорим о миротворцах ООН, то здесь нужно единодушное мнение постоянных членов Совета безопасности, а Москва уже дала понять, что она не в восторге от этой идеи. А что касается полицейской миссии ЕС, то здесь не совсем ясно, какой была бы ее добавочная стоимость по сравнению с ОБСЕ. При этом ОБСЕ является, так сказать, надпартийной миссией, представляющей 57 стран и пользующейся уважением в том числе и России. На миссию ЕС это автоматически перенести вряд ли бы получилось: с точки зрения Москвы, она бы не была столь нейтральной. На данный момент есть общее понимание того, что нам надо делать ставку на ОБСЕ.