"Новой газете" тираж не по силам
Ее владельцы могут закрыть бумажную версию
Акционеры "Новой газеты", среди которых предприниматель Александр Лебедев и экс-президент СССР Михаил Горбачев, уже в мае могут прекратить издание как минимум бумажной версии. Основной источник доходов одной из самых многотиражных газет России — продажа физических копий и реклама на сайте. Собственники ищут возможность продолжать выпуск газеты, но ситуация сложная, признает главный редактор Дмитрий Муратов, и даже уход в интернет полностью проблем не решит. По мнению других участников рынка, в случае с "Новой" на общие проблемы "наслаивается политическая ситуация".
Акционеры "Новой газеты" рассматривают возможность прекратить ее выпуск, по крайней мере в печатном варианте, сообщил "Ъ" главный редактор издания Дмитрий Муратов. По его словам, о такой перспективе он вчера говорил на встрече с представителями региональных изданий. Закрытие бумажной версии "Новой газеты" может состояться не ранее окончания майских праздников. Но и в интернете оригинальный контент также "стоит риска и денег", добавляет господин Муратов, а становиться агрегатором "Новая газета" не должна.
"Новая газета" контролируется коллективом, 39% — у владельца Национальной резервной корпорации (НРК) Александра Лебедева. Связаться с ним вчера не удалось, а в НРК отказались комментировать личные инвестиции бизнесмена. Миноритарным пакетом "Новой газеты" также владеет экс-президент СССР Михаил Горбачев. Собственники ищут возможность продолжать выпуск газеты, но ситуация сложная, признает господин Муратов.
"Что еще делать, когда на рынке уничтожена конкуренция, реклама стала платой за лояльность, киосковые сети разоряются, арендная плата растет, а лояльные СМИ поддерживаются дотациями государства",— поясняет он.
По словам Дмитрия Муратова, основные источники доходов "Новой газеты" — продажа физических копий издания и реклама на сайте. По данным Kartoteka.ru, выручка АНО "Редакционно-издательский дом "Новая газета"" в 2013 году составила 123,9 млн руб., чистый убыток — 11,4 млн руб. Тираж одного номера "Новой газеты" составляет 227 тыс. экземпляров.
"Новая газета" является одним из старейших и наиболее популярных оппозиционных СМИ в России. "Это самая нужная газета, в которой работает множество профессионалов, авторов уникальных расследований, которые много лет, преодолевая все, остаются честными",— говорит основательница телеканала REN TV и журнала The New Times Ирена Лесневская. По словам пресс-секретаря издания Надежды Прусенковой, ежегодные исследования TNS Gallup показывали, что за последние десять лет аудитория издания сильно поменялась: "Если раньше костяк нашей аудитории был 45+, то сейчас — это люди 30-50 лет, активный средний класс. После протестов 2011-2012 года у нас появилась молодежь, чего раньше не было". Постоянно растет, по ее словам, и аудитория сайта издания: "Она значительно моложе и пересекается с аудиторией печатной версии лишь на 30%".
Газета нередко сталкивается со вниманием властей. Так, в ноябре 2014 года Роскомнадзор вынес ей предупреждение, усмотрев "признаки экстремизма, включая возбуждение розни", "пропаганду исключительности" и "заведомо ложное обвинение" в одном из текстов Юлии Латыниной. А в феврале пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в интервью CNN говорил, что "Новая газета" "иногда делает невообразимые публикации", на которые "нет причин реагировать". Речь шла о публикации планов по разделу Украины, якобы подготовленных еще во время президентства Виктора Януковича. Наконец, уже на этой неделе господин Песков назвал абсурдными часть сведений "Новой", связанных с организацией убийства Бориса Немцова.
По оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, в прошлом году объем рекламы в газетах сократился на 7%, до 8,1 млрд руб. В кризис у издателей также растут затраты на полиграфию, бумагу и распространение. Сэкономить на печатной версии в последнее время решают многие издания. Так, в конце прошлого года стало известно, что холдинг Rambler & Co отказался от печатных версий "Афиши-Еды", "Афиши-Мира", а также приобретенного у ИД "Коммерсантъ" журнала "Секрет фирмы". Многие журналы и газеты в связи с кризисом и падением рекламного рынка сокращают тиражи и пересматривают сроки выхода изданий. Журнал "Сноб" в 2015 году начал выходить шесть раз в год вместо 12, а "Русский репортер" перешел с четырех на один выпуск в месяц, вдвое, до пяти в год, сократил количество номеров журнал "Интервью".
"С переходом газеты в интернет расходы станут меньше, но проблема полностью не решится, поскольку доходность онлайн-версии ниже",— считает главный редактор "Аргументов и фактов" Николай Зятьков. По его мнению, "Новой газете" сложнее, так как "наслаивается политическая ситуация". Сейчас оппозиционные издания не востребованы, добавляет господин Зятьков, их тиражи не растут так, как этого ожидали, общество консолидируется вокруг власти, поэтому вряд ли "Новой" удастся значительно нарастить аудиторию.