"Снижение ставки ЦБ весьма вероятно"

На сегодняшнем заседании Банк России, скорее всего, понизит базовую ставку кредитования с нынешних 15% до 13%. Об этом говорится в консенсус-прогнозе аналитиков, опубликованном "Российской газетой". Советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома "Открытие" Сергей Хестанов побеседовал с ведущей "Коммерсантъ FM" Натальей Ждановой.

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

По мнению экспертов, смягчению монетарной политики ЦБ не помешает даже то, что показатели инфляции остаются высокими.

— Возможно ли сейчас снижение 15-процентной ставки ЦБ до 13-процентного уровня? Как я уже сказала, инфляция остается высокой, какие факторы ЦБ будет учитывать?

— Снижение не только возможно, но и весьма вероятно. Связано это с тем, что ставка ЦБ как инструмент сдерживания инфляции особой эффективности не показала. В то же время представители реального сектора очень громко заявляют о том, что такая величина ставки ЦБ делает кредитные ресурсы недоступными в силу практически запретительной ставки. Естественно, это вызывает сокращение реального сектора, и давление представителей бизнеса настолько сильно, что Центральный банк примет решение хотя бы продемонстрировать свои усилия в направлении снижения ставки.

— А реальную поддержку бизнес в этом смысле почувствует? Если будет снижение действительно до 13%, легче будет предпринимателям?

— Теоретически легче, практически — больших изменений не будет, потому что, помимо ставки рефинансирования, о которой очень громко говорят, не стоит забывать и о премии за риск, о которой говорят намного меньше, но она влияет на большую величину процентных ставок ничуть не меньше, чем ставка рефинансирования.

— Консенсус-прогноз, на который я уже ссылалась, опубликованный в "Российской газете", предусматривает снижение ставки ЦБ к концу года до 10%, это реально?

— Реально это или нет, станет понятно тогда, когда наступит некоторая определенность на нефтяном рынке, потому что, несмотря на то, что Центральный банк мотивировал увеличение ставки до 17% борьбой с инфляцией, вместе с тем участники рынка это восприняли скорее как одну из мер поддержки рубля, а вовсе не как борьбу с инфляцией, несмотря на громкую риторику Центрального банка.

Поэтому я думаю, что если нефтяные цены закрепятся на уровне, близком к нынешним, если не произойдет дальнейшего их снижения, то снижение ставки ЦБ до уровня, близкого к 10%, возможно. Но пока слишком много факторов влияет на это решение, и в ближайшем будущем стоит ожидать небольшое снижение на 1-2 процентных пункта, цель которого не столько изменить макроэкономическую политику, сколько продемонстрировать усилия ЦБ по поддержке реального сектора.

— Еще в пятницу все ожидают скорректированный прогноз макроэкономического развития России. Как вы думаете, каким он будет по сравнению с декабрьским — более или менее пессимистичным?

— Какой бы он ни был, этот прогноз будет актуальным не очень долго. Вне зависимости от того, какие данные будут представлены, в течение буквально одного квартала этот прогноз вновь будет подвергнут корректировке.

Причем самая главная интрига, которая связана с изменениями прогноза, заключается в том, каким темпом предполагается расходовать Резервный фонд.

Если темп расходов будет высокий, это, с одной стороны, позволит поддержать макроэкономические параметры в текущем и в небольшой мере в следующем году, но очень быстро оставит нас без резервов. И наоборот, если будет принято решение очень скупо расходовать Резервный фонд, то это больно ударит в настоящем моменте, но сохранит резервы для определенного маневра правительства в будущем. И вот эти соображения окажут намного большее влияние и на прогноз, и на его изменение, чем те цифры, которые нам представят.

Вся лента