О будущем платной эвакуации не договорились

Депутаты Госдумы спорят с властями Москвы

Госдума, общественники и мэрия Москвы не договорились о будущем платной эвакуации. «Единая Россия» хочет запретить увозить машины из-под знака «Стоянка запрещена», московские власти в случае принятия поправок пугают возвращением пробок и забитыми улицами. Заседавшая в парламенте рабочая группа найти компромиссное решение пока не смогла.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Сегодня в Госдуме состоялось заседание рабочей группы по разработке законопроекта, который меняет правила эвакуации неправильно припаркованных машин. Основное нововведение — это исключение возможности эвакуации из-под знака, который запрещает стоянку (ст. 12.16 КоАП). Эвакуация при этом остается для случаев, когда машина припаркована с нарушением ПДД: на тротуаре, в тоннеле, на трамвайных путях и во втором ряду. Разработчик поправок, депутат Вячеслав Лысаков, приводит следующие аргументы: службы эвакуации преследуют цель заработать деньги за счет перемещения авто (это стоит 3–7 тыс. руб. для автовладельца), поэтому возможность применения этой меры нужно урезать.

Эта поправка и вызвала основное противодействие Москвы. Предполагалось, что в ходе заседания получится выработать компромиссное решение. Для этого в Госдуму приехали заместитель главы департамента транспорта Андрей Корнеев и первый заместитель главы аппарата мэрии Москвы Алексей Старовойтов. Господин Старовойтов опасается, что отмена эвакуации по ст. 12.16 приведет к тому, что центральные улицы, Тверская, Большая Дмитровка и т. д., будут заставлены автомобилями, как в 2010 году. По данным департамента транспорта, 44% эвакуаций в Москве приходится именно на тех, кто стоит под запрещающим знаком (то есть ст. 12.16. ч. 5). «Мы не возражаем против точечной настройки, но слом всей системы — это неконструктивный диалог,— заявил господин Старовойтов.— Инструментов борьбы с пробками и так мало, штрафы водители не платят. Эффективность эвакуации упадет в 2-3 раза».

Практически все возражали против аргументации чиновников. Господин Лысаков считает, что городским властям нужно сосредоточиться на перемещении машин, которые стоят на тротуарах и во втором ряду (то есть по ст. 12.19 КоАП) — они представляют большую опасность для движения. Журналист Юрий Гейко и глава «Синих ведерок» Петр Шкуматов считают, что штрафа в 3 тыс. руб. за парковку под знаком достаточно, санкция и так дисциплинирует водителей, поэтому эвакуировать такую машину необязательно. Любопытно, что Госдума ранее уже пошла навстречу Москве: в поправках, представленных в пятницу, сохраняется право перемещать на штрафстоянку грузовики, которые стоят под знаком (раньше этого не предполагалось). Но у представителей мэрии Москвы этот пункт особой радости не вызвал: сегодня всего 0,6% всех эвакуаций приходится на большегрузы.

Дальнейшая судьба документа остается в подвешенном состоянии. Среди поддержавших поправки: Петр Шкуматов из «Синих ведерок», представитель Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Владимир Белов и член общественного совета при ГУ МВД по Москве Ольга Костина, глава комитета по транспорту единоросс Евгений Москвичев. «То, что сегодня подготовлено, надо принимать, не тянуть, — заявил господин Москвичев. — Поверьте, что статья 12.19 будет работать лучше, чем 12.16. Всем нужна чистая Москва, но правила игры должны быть». Глава комитета по госстроительству Владимир Плигин высказывался о законопроекте осторожно, предложив взвесить все мнения, но подчеркнул, что избиратели часто жалуются на необоснованность эвакуации и высокие цены. Он предложил даже компромиссный вариант: оставить эвакуацию из-под знака, но правила установки указателей сделать «более открытыми». Действие знака будет начинаться не в день установки, а, к примеру, через месяц. Мэрия Москвы эту идею никак не прокомментировала, члены рабочей группы предложение не обсуждали.

Споры вызвало лишь предложение господина Лысакова ввести эвакуацию за стоянку на месте для инвалидов: господин Шкуматов считает, что эту меру вводить нельзя, поскольку сотрудники МАДИ и ГИБДД не могут достоверно определить, какая машина принадлежит инвалиду. Вячеслав Лысаков пообещал подумать над этой проблемой. Остальные изменения поддержали все, даже представители Москвы. В частности, в кодексе будет прописано, что сотрудник ГИБДД или МАДИ будет обязан оставаться на месте до того момента, как машину увезут на штрафстоянку. Сегодня инспектор может дать команду начать погрузку и уйти, а вернувшийся автовладелец вернуть машину без должностного лица не сможет (все необходимые документы у него на руках). Кроме того, в кодексе будет более четко прописано: вернуть автомобиль можно до того момента, как эвакуатор тронулся с места.

По итогам заседания господин Лысаков заявил, что все предложения будут собраны в единый документ и представлены на заседании комитета в ближайшие две недели. После этого законопроект будет выноситься на рассмотрение. Андрей Корнеев, отвечая на вопрос “Ъ” о дальнейших действиях Москвы, заявил следующее: «Мы все-таки рассчитываем на здравый смысл и не рассматриваем возможность принятия этого законопроекта».

Иван Буранов


От перемещения автомобиля сумма не меняется

Как стало известно "Ъ", Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала законными тарифы на платную эвакуацию автомобилей, действующие с сентября 2013 года. Ранее в антимонопольную службу пожаловался правозащитник, по мнению которого цены на перемещение машин необоснованно завышены и привязаны к мощности двигателя эвакуируемого автомобиля, а не к размерам или массе. Читайте подробнее

Вся лента