В дело о крупнейшей обналичке включились бывшие акционеры
Они намерены стать потерпевшими
Как стало известно "Ъ", резко активизировалось расследование дела преступного сообщества, обналичившего сотни миллиардов рублей. Пока предполагаемый лидер ОПС Сергей Магин, дело которого выделено в отдельное производство, знакомится с материалами, на допросы вызваны экс-акционеры Маст-банка, фигурирующего в расследовании. Между тем ситуация вскоре может приобрести неожиданный оборот: бывшие акционеры намерены инициировать новое расследование, поскольку, по их словам, дело было использовано руководством кредитного учреждения для принуждения их к продаже своих акций по многократно заниженной цене. В банке говорят, что все договоренности по передаче акций были соблюдены.
Как стало известно "Ъ", повестки на допросы в следственный департамент МВД, который ведет крупнейшее дело об обналичке, были направлены свидетелям — бывшим акционерам Маст-банка бизнесменам Наталье Безденежной, Алексею Мамаеву и Дмитрию Аграмакову. На днях уже были допрошены экс-совладелец банка Юрий Кирпичев и ряд других фигурантов. Следствие интересовала деятельность российских и иностранных юридических лиц, фигурирующих в деле.
Как уже не раз рассказывал "Ъ", о разоблачении преступного сообщества, которым, по версии следствия, руководил Сергей Магин, МВД объявило в июле 2013 года. Разработкой группы занимались сотрудники ГУЭБиПК. Сергея Магина, который по бумагам числился председателем ТСЖ "Панорама", в МВД считали одним из главных обнальщиков страны, фактическим владельцем КБ "Окский", Маст-банка и нескольких других. Дело в отношении самого господина Магина и почти полутора десятков его предполагаемых сообщников было выделено из "большого" обнального расследования в отдельное производство, сейчас фигуранты знакомятся с материалами следствия. Господин Магин свою вину так и не признал.
Между тем, по данным источников "Ъ", в расследовании в ближайшее время может произойти неожиданный поворот. Как рассказал "Ъ" пиар-менеджер бывших акционеров Маст-банка Олег Игошин, они намерены инициировать возбуждение нового дела — о рейдерском захвате. Именно так экс-совладельцы расценивают продажу ими акций кредитного учреждения, последовавшую после возбуждения уголовного дела об обналичке. "Некоторые бывшие акционеры в рамках дела Сергея Магина об обстоятельствах продажи ими акций Маст-банка следствию уже рассказали",— пояснил "Ъ" господин Игошин, добавив, что и они, и другие пострадавшие совладельцы намерены в ближайшее время обратиться в правоохранительные органы с заявлениями.
По версии акционеров, отметил Олег Игошин, в 2011-2013 годах более половины акций коммерческого банка принадлежали Юрию Кирпичеву, Наталье Безденежной, Алексею Мамаеву, Дмитрию Аграмакову и другим, при этом значительную роль в управлении деятельностью банка играл член совета директоров Максим Москалев. На момент ареста Сергея Магина и упоминания в связи с расследованием Маст-банка правление пять лет возглавлял Юрий Пирогов. "Всех своих замов и менеджеров банка господин Пирогов подбирал лично,— утверждают бывшие акционеры.— Именно члены правления во главе с председателем должны были не допустить правонарушений в деятельности банка, а если таковые были совершены — нести за них ответственность". Между тем, настаивают экс-акционеры, скандал с уголовным делом господин Пирогов использовал для передачи банка под контроль других лиц. Представители экс-совладельцев Маст-банка "Ъ" заявили, что предправления сначала объявил, что акционеры якобы готовы добровольно продать свои активы, а позже рассказал СМИ, что банк избавляется от акционеров из-за их якобы причастности к нелегальным денежным операциям. Между тем, как заявил "Ъ" господин Игошин, они в августе--сентябре 2013 года были вынуждены продать свои акции в тысячи раз дешевле их номинальной стоимости. Общий ущерб экс-акционеры оценивают в несколько сотен миллионов рублей, кроме того, считают они, публикации в прессе опорочили их деловую репутацию.
Отметим, что расследование не ослабило деятельности кредитного учреждения, напротив, сначала осенью 2013 года банк успешно прошел проверку ЦБ, сохранив лицензию, а летом 2014-го влился в финансово-банковскую структуру Крыма.
"На акционеров председателем правления банка Юрием Пироговым стало оказываться давление с целью принуждения к продаже своих акций по неадекватно заниженной цене",— сказал "Ъ" один из экс-совладельцев Юрий Кирпичев. По словам бывших акционеров, господин Пирогов и его заместитель Андрей Оленин прямо указывали, кому и за сколько им надо продать свои доли. Также бывшие совладельцы банка утверждают, что в их адрес поступали угрозы. В частности, по словам господина Кирпичева, экс-акционеры говорят, что им даже звонили ночами, а на одной из встреч угрожали "визитами ОМОНа".
Отметим, что господин Пирогов оставил пост предправления через год после перехода банка к новым собственникам. Интересно, что одним из новых акционеров и одновременно членом совета директоров в 2013 году стал Андрей Агеев — брат депутата Госдумы эсера Александра Агеева.
В Маст-банке вчера "Ъ" заявили, что "все сделки с бывшими акционерами заключались в рамках действующего законодательства и были соответствующим образом нотариально заверены". Экс-предправления банка Юрий Пирогов отметил, что он действительно вел переговоры с бывшими совладельцами и лично поднимал вопрос о выводе их из совета директоров и продаже ими активов. По его словам, согласие акционеров было добровольным, никакого давления на них не оказывалось и все договоренности были соблюдены. В Маст-банке пояснили, что акции "действительно продавались по номинальной стоимости, зафиксированной еще в 2008 году, но с акционерами были заключены неформальные соглашения, которые были выполнены в полном объеме". Как пояснили в кредитной организации, смена акционеров была вызвана необходимостью уменьшения репутационных рисков банка, что и позволило ему в дальнейшем резко усилить свои позиции на финансовом рынке. В банке допускают, что нынешние претензии бывших акционеров "могут быть связаны с их внутренними разногласиями".
В свою очередь, депутат Госдумы Александр Агеев подтвердил "Ъ", что структуры его брата действительно являются совладельцами Маст-банка. При этом он отметил, что банк провел "внутреннее очищение" и избавился более чем от тысячи договоров с сомнительными компаниями, которые могли быть причастны к махинациям, по которым сейчас ведется расследование.