"Решение Банка России о снижении ключевой ставки было вполне ожидаемым"
С 16 марта Центробанк снижает ключевую ставку до 14%. Экономист Сергей Алексашенко считает, что говорить в связи с этим о возможном замедлении спада в российской экономике пока рано.
Решение Банка России о снижении ключевой ставки было вполне ожидаемым. Все-таки декабрьское повышение до 17% было связано не с инфляционными рисками, наличие которых в то время Банк России отрицал, а с желанием нормализовать валютный рынок. Новый 14-процентный уровень ставки, похоже, соответствует текущим инфляционным ожиданиям в экономике. Однако тон комментариев Банка России относительно возросших рисков ухудшения ситуации в экономике представляется мне неоправданно тревожным. Никаких свидетельств того, что в марте ситуация стала принципиально хуже, чем в декабре, нет. Зато прогноз Банка России о неминуемом снижении инфляции вплоть до 4% через два года мне представляется сверхуспокоительным.
Да, ситуация на валютном рынке успокоилась, и рубль прекратил обвальное падение. Объективными факторами этого являются традиционное сезонное превышение предложения валюты над спросом и подросшие по сравнению с декабрем цены на нефть. Скрытым фактором, работающим в ту же сторону, является переход Банка России к предоставлению банкам валюты на возвратной основе. Хотя такая политика позволяет снять текущее давление на курс рубля, потенциально это давление не исчезает, оно будет постепенно накапливаться, искусственно завышая спрос на валюту. Конечно, можно надеяться на то, что со временем цены на нефть подрастут, санкции отменят, а рынки капитала откроются для российских банков и компаний. Тогда банкам не составит особого труда расплатиться с ЦБ по своим валютным долгам. Но если этого не случится в ближайшие три года, а уровень валютных резервов Банка России за это время снизится, скажем, еще в два раза, тогда что?
Несомненно одно — главными бенефициарами от снижения ставки станут российские банки, для многих из которых процентные платежи в пользу ЦБ стали существенным фактором снижения прибыли в первые месяцы текущего года. Говорить о том, что снижение ставки замедлит спад в российской экономике, что уже завтра доступность кредитов для российского реального сектора резко вырастет, я бы поостерегся. И то, и другое сегодня в самой незначительной степени зависит от ставки ЦБ.