Фильмы-предшественники роликов «Исламского государства»

"Исламское государство" снимает на камеру казни людей и разрушение памятников культуры. Их ролики обсуждают все, они настолько популярны, что до недавнего времени в YouTube перед ними автоматически устанавливалась реклама. Кроме того, у "Исламского государства" есть два полнометражных фильма и несколько пропагандистских роликов. Если бы о них можно было говорить с точки зрения киноведения, все они были бы отнесены к жанру мондо — псевдодокументальному и документальному кино, снятому с использованием жестких приемов с целью шокировать зрителя. Мария Бессмертная вспомнила главных представителей жанра

"Собачий мир", 1962 год

«Собачий мир»
Режиссеры Паоло Кавара, Гуалтьеро Якопетти, Франко Проспери, 1962 год

Манифест жанра. Фильм, состоящий из нескольких десятков не связанных друг с другом сюжетов, открывался титром: "Все материалы данного фильма являются документальными и записаны с натуры. Местами они ужасают, но это лишь потому, что в этом мире много ужасающих вещей". Создатели картины проигнорировали существовавший запрет на показ смерти в документальном кино и в манипулятивной манере, которая станет визитной карточкой мондо, смонтировали сцены жестоких убийств людей и животных с кадрами будничной жизни. Фильм немедленно приобрел статус культового, участвовал в конкурсе Каннского кинофестиваля и был номинирован на "Оскар".


«Работорговля сегодня»
Режиссеры Малено Маленотти, Роберто Маленотти, Фолько Куиличи, 1964 год

Фильм о современной работорговле в арабских и африканских странах, созданный в попытке повторить успех "Собачьего мира" и по скандальности даже его превзошедший. Самыми шокирующими сценами для западной публики стали не сцены изнасилований и пыток, снятых на скрытую камеру, а эпизоды, снятые с разрешения героев фильма,— режиссеры намеренно снимали тела женщин, выставленных на продажу, с дотошностью настоящих покупателей.


«Проповедники-извращенцы, фашиствующие фундаменталисты и юродивые»
Продюсер Ян Артур Джонсон, 1991 год

Аналог современной подборки на YouTube, высмеивающей самые громкие церковные скандалы Америки и культуру телеевангелизма. Режиссером фильма выступил пожелавший остаться неизвестным редактор научно-популярного журнала Zontar, чьим девизом было "Экстремизм — это лучший способ борьбы с популярной культурой". Фильм, вышедший сразу на видео, немедленно стал предметом разъяренных проповедей многих из своих героев.


«Лики смерти»
Режиссер Джон Алан Шварц, 1979 год

Одна из самых известных подделок под снафф-фильмы, сотни видеороликов со сценами жестоких смертей, снятыми на домашнюю видеокамеру,— от автокатастроф и полицейских перестрелок до казней на электрическом стуле. Сразу после выхода фильма его создатели были привлечены к суду по обвинению в убийстве и в процессе разбирательств признались, что 90% фильма — постановочная съемка.


«Шокирующая Азия»
Режиссер Рольф Олсен, 1976 год

Путеводитель по сексуальным практикам самой большой части света был выпущен вскоре после окончания войны во Вьетнаме, на волне интереса американцев к неоднозначным сторонам азиатской культуры, но практически сразу запрещен к показу из-за сцен, снятых в подпольных клиниках Сингапура, где проводились первые операции по изменению пола.


«Америка — такая обнаженная, такая жестокая»
Режиссер Серджо Мартино, 1970 год

Эстетский фильм о тайной сексуальной жизни Америки, в котором документальные съемки перемежаются с постановочными, снял корифей джалло Серджо Мартино. Картина стала единственным со времен "Собачьего мира" фильмом мондо, который, несмотря на откровенную эксплуатацию табуированных тем и приемов, противоречащих профессиональной этике, был принят киносообществом.


«Убийство Америки»
Режиссеры Шелдон Ренан, Леонард Шредер, 1981 год

Распространение этого фильма о росте насилия в США было запрещено на территории страны в любом виде, будь то прокат, выпуск на кассетах и DVD, трансляция по телевидению. Слоган фильма, в котором впервые демонстрировались десятки архивных полицейских записей самых известных убийств в истории США и были проведены расследования самых жестоких современных преступлений, звучал так: "Пока вы смотрели этот фильм, было убито пять человек".


«После "Майн кампф"»
Режиссер Ральф Портер, 1961 год

Лучшая демонстрация того, что для жанра нет запретных тем. История возникновения нацизма в Германии и Второй мировой войны дана под аккомпанемент шуток по поводу художественных способностей Гитлера и предположения, что он еще жив и готовит новую войну. Фильм, в котором архивные съемки перемежались дикими постановочными сценами, где немецкие солдаты насилуют пленных, заканчивался кадрами торжественного марша американских войск, еще не подозревающих о том, что скоро случится Перл-Харбор.


«Казни»
Режиссеры Дэвид Херман, Арун Кумар, Дэвид Монахэн, 1995 год

Вполне гуманистическая идея показать историю XX века через его страшные казни (политический террор, геноцид, уничтожение пленных во время войны), сопроводив статистическими выкладками, обернулась в случае с мондо очередным скандалом: подробнейшее рассмотрение заявленной темы с отсутствием явственной оценки происходящего было названо "людоедской и варварской эксплуатацией".


«Следы смерти»
Продюсер Брайан Дэмэдж, 1993 год

Неофициальное продолжение "Ликов смерти", в котором идея оригинала доведена до логического завершения: это часовая нарезка из видеозаписей реальных смертей — несчастные случаи на киноплощадках, террористические атаки, нападения диких животных, автокатастрофы. Фильм не был выпущен в прокат и появился сразу на кассетах, что не помешало возникновению очередной скандальной дискуссии вокруг жанра мондо: в Англии фильм был запрещен из-за "отсутствия публицистического, учебного и какого-либо другого оправдания демонстрации подобных изображений".

Вся лента