Глава "Ленэнерго" назвал вещи своими именами
Крупнейший должник компании — Смольный
Вчера новый директор ОАО "Ленэнерго" Василий Никонов провел свою первую пресс-конференцию. Темой его доклада стал анализ глубокой финансовой депрессии, в которой оказалось предприятие, потерявшее на депозитах банка "Таврический" 16,5 млрд рублей. Однако, как выяснилось, пропавшие в "Таврическом" деньги являются лишь иллюстрацией к истории глобальных финансовых проблем, к которым предприятие шло последние четыре года не без помощи городских чиновников.
Василий Никонов заступил на пост генерального директора "Ленэнерго" в январе этого года, после того как Андрей Сорочинский получил отставку в связи с пропажей на счетах "Таврического" 16,5 млрд рублей. Это очень существенная сумма для предприятия, эквивалентная годовой необходимой валовой выручке. В минувшую пятницу было принято решение о санации "Таврического" структурой Михаила Прохорова "Международный финансовый клуб". В рамках процедуры оздоровления "Ленэнерго" получит лишь 25% от потерянных средств, или около 4,2 млрд рублей. Остальные деньги будут оформлены в субординированные кредиты под ставку 0,5% сроком на 20 лет.
За минувший месяц господин Никонов сумел изучить всю финансовую историю "Ленэнерго" за последние пять лет. Выяснилось, что потеря в "Таврическом" не самая крупная для предприятия. Оказалось, главным должником сетевой компании выступает Смольный, который своими тарифно-балансовыми решениями лишил предприятие 20 млрд рублей. Около 12 млрд рублей составили выпадающие доходы — некорректный расчет объема электроэнергии, передаваемой по сетям компании, за год, а еще 8 млрд рублей составили потери из-за так называемого "сглаживания" тарифов — когда в угоду политическим решениям чиновники ограничивали экономически обоснованный рост тарифа с переносом компенсации на более поздние периоды. "Эта сумма практически удваивает урон, который был нанесен "Ленэнерго" из-за размещения денег в банке "Таврический". Мы понимаем, что ссориться с комитетом по тарифам дело неблагодарное, но ситуация вынуждает нас называть вещи своими именами", — пояснил господин Никонов.
Тем временем и партнеры отвернулись от "Ленэнерго". С февраля ОАО "Петербургская сбытовая компания" (ПСК) перестало платить "Ленэнерго" деньги за передачу электроэнергии. "На конец марта сумма задолженности ПСК перед "Ленэнерго" достигнет 6,9 млрд рублей, обратный платеж (компенсация сбыту стоимости потерь электроэнергии, возникающих в их сетях. — "Ъ") составит 2 млрд рублей, итого сальдо — 4,9 млрд рублей", — сообщил господин Никонов.
У ПСК своя правда. В компании заявили, что "Ленэнерго" задолжало сбыту около 2 млрд рублей за потери в сетях и, кроме того, не оплачивает смежным сетевым организациям услуги по транзиту электроэнергии, накапливая перед ними долги. "Теперь некоторые смежные сетевые компании подают иски к ПСК, хотя принадлежащие им денежные средства находятся на счетах "Ленэнерго"", — говорят в сбытовой компании.
Помимо этого, в "Ленэнерго" не исключают, что и ряд крупных подрядчиков, которым не досталось денег из-за проблем в "Таврическом", теперь могут подать к предприятию крупные иски. Правда, по словам господина Никонова, ревизия, проведенная им по итогам 2014 года, показала, что из примерно 12 млрд рублей закрытых подрядов на 3 млрд рублей никакой работы не было выполнено вовсе. "При этом нет и оборудования, которое подрядчики должны были поставить за эти деньги", — говорит господин Никонов. В итоге, как и предсказывал "Ъ" около месяца назад, кризис "Ленэнерго" может разрушить всю финансовую систему отрасли (см. "Ъ" от 10.02.2015).
Василий Никонов подчеркнул, что ситуация, в которой оказалось "Ленэнерго", все-таки системная, а не локальная, вызванная крахом "Таврического", который лишь вскрыл долго зреющий нарыв. "Когда из-за "кривых" тарифных решений получаем сумму меньше, чем нам определил регулятор, мы не имеем источника, чтобы рассчитаться со смежными организациями, и испытываем трудности при расчете с подрядчиками", — сообщил господин Никонов.
Чтобы остаться на плаву, "Ленэнерго" отправило документы, подтверждающие наличие выпадающих доходов, в Федеральную службу по тарифам (ФСТ) и пока намерено решать разногласия с регулирующим органом в досудебном порядке. Поскольку фактически этот орган подконтролен Смольному, то тарифную компенсацию должен покрыть городской бюджет. Вместе с тем господин Никонов подсказал чиновникам, как именно они могут выйти из щекотливой ситуации. Регулятор может вернуть "Ленэнерго" деньги, снизив план по фактическим инвестициям, но сохранив тариф. Речь идет о том, чтобы регулятор сохранил тариф на уровне прежних инвестиций, но по факту снизив их объем на уровень выпавших доходов и "сглаживания", то есть примерно на 20 млрд рублей.
Эксперт Дмитрий Жданов считает, что "Ленэнерго" будет проблематично отсудить более 20 млрд рублей у тарифного регулятора, так как это создаст прецедент в отрасли. "Размер RAB-тарифов завязан на объеме инвестпрограммы. Сейчас у "Ленэнерго" она сокращается, и неизвестно, предусмотрено ли в правилах регулирования, что можно сохранить прежние тарифы. Получается, что они ставят под сомнение всю систему регулирования. Прецедент вряд ли будет создан, поскольку 10-11 компаний энергосектора с аналогичными проблемами также захотят пересмотреть тарифы", — отмечает аналитик.
"Естественно, "Ленэнерго" рассчитывало на большее при решении вопроса с санацией "Таврического", — считает аналитик ИГ "Энергокапитал" Илья Березин. — Об этом говорят длительные переговоры с ЦБ. Но если стороны пришли к консенсусу, то этих 4-5 млрд рублей хватит. Мы считаем, что здесь при необходимости могут вмешаться госбанки, поскольку "Ленэнерго" все-таки не просто частная контора".
Комментарий профильного вице-губернатора Петербурга Игоря Албина "Ъ" вчера получить не удалось.