Правила игры
в секторе аутсайдеров авторынка изучает корреспондент отдела бизнеса Яна Циноева
Слухи об уходе с падающего российского авторынка различных иностранных брендов будоражат отрасль с начала года. Еще в феврале в разговорах участников рынка о "кандидатах на вылет" была интрига: мои источники гадали, кто же сдастся первым. Например, с новой силой заговорили о возможном уходе Fiat, так и не запустившего производство в России. Такие слухи ходят уже несколько лет, но марка продолжала продавать порядка тысячи машин ежемесячно. Была и совсем конспирологическая сплетня о закрытии завода американского GM в Петербурге "по политическим причинам". А наиболее вероятным на рынке считали уход японских Honda Group и Suzuki, у которых минимальная доля российских продаж в общем объеме, по данным PwC, 0,5% и 0,7% соответственно. В обеих компаниях продолжают уверять, что они "остаются на российском рынке". Но и об уходе SEAT, который еще в прошлом году прекратил работу в России, на рынке уверенно говорили еще за несколько месяцев до того, как в прошлом ноябре в Volkswagen Group наконец перестали опровергать этот секрет Полишинеля.
Февральские данные об автопродажах подлили масла в огонь: у Honda они упали на 90%, до 252 машин, у Suzuki — на 76%, до 416 машин, у Fiat — на 41%, до 345 машин. Но любопытны даже не мизерные объемы аутсайдеров рынка, но то, что их число резко выросло: продажи Opel, например, рухнули на 86%, до 912 машин, Peugeot — на 84%, до 377 машин, Ford — на 78%, до 1,4 тыс. штук. То есть теперь и популярные бренды, в стойкости которых на рынке не сомневались год назад, находятся на грани рентабельности. Она у каждого производителя, разумеется, своя, но, судя по объемам продаж, большинство из них к этой грани приближается.
Теперь становится понятным, почему слухов об уходе игроков с рынка поубавилось: на фоне рекордно низкого спроса никому сейчас не до злорадства. Раньше конкуренты были воодушевлены уходом игроков: был шанс занять их опустевшую нишу (пусть и весьма специфическую — например, компактных городских малолитражек), а сейчас в силу масштабного сжатия рынка эти ниши начинают просто исчезать. На данный момент забота чуть ли не каждого иностранного игрока — не пополнить собой ряды "кандидатов на вылет".
А мой интерес к этим слухам об уходе того или иного автоконцерна упал, когда я поняла, что между заявлениями производителей о том, что "Россия — это приоритетный рынок и они никуда не уйдут", и их близящейся к нулю доходностью нет никакого противоречия. Ведь можно и просто номинально присутствовать на рынке, например, сократив штат до нескольких десятков человек. Для продаж в несколько сотен машин этого вполне достаточно, но стоит ли считать это полноценным присутствием на национальном рынке?