Крылатые памятники
Никита Аронов познакомился с теми, кто возвращает в небо самолеты времен войн
Небольшая группа энтузиастов занимается поиском и реставрацией самолетов времен войны. В их коллекции уже 11 летающих машин
Малоизвестный факт: в фильме "В бой идут одни старики" летает только один настоящий самолет времен войны — биплан По-2, остальные спортивные. С наступлением эры реактивной авиации машины, пережившие войну, массово пошли в утиль.
— У нас, когда самолет морально устаревал, его уничтожали и до сих пор продолжают уничтожать. Даже летающий МиГ-21 вы уже не найдете,— возмущается президент фонда "Крылатая память Победы" Борис Осятинский.
Он реставрирует самолеты Великой Отечественной с 1992 года. Учился у иностранцев: за рубежом тысячи летающих машин той войны, ретроавиашоу собирают толпы зрителей.
Нашим же любителям приходится искать обломки по озерам и болотам с помощью сонаров и металлодетекторов. Определиться с районом поисков помогают данные о потерях из военных архивов и рассказы местных. А был случай: пришел сын летчика с его летной книжкой, так поисковики узнали о поврежденном штурмовике Ил-2, посаженном на озеро Черногубское в Мурманской области. Искали машину два года, а нашли в итоге в соседнем озере.
— Когда из болота поднимают танк, он и выглядит как танк. А в самолетах много деревянных деталей, так что тут нет самолета, только его части,— объясняет Осятинский.— В болоте они, по крайней мере, законсервированы. А после подъема фрагментов сразу начинается активная коррозия. Так что надо заранее знать, что ты будешь с ними делать.
Естественно, все деревянные элементы приходится изготавливать заново. При восстановлении биплана По-2, например, из родных деталей можно взять только втулку винта, колеса и пилотские кресла. Но чем совершеннее машина, тем больше исходных элементов можно сохранить.
Реставрация — дело небыстрое, занимает от 2 до 6 лет. Частенько на одну летающую машину идут запчасти от нескольких найденных. Хуже всего с моторами. После болота их восстановить можно, но сертификата на такой агрегат точно не дадут. Так что на истребители И-16 и И-15, например, ставят моторы от "кукурузника" Ан-2, благо двигатель и правда мало отличается.
Беда в том, что документация была уничтожена и ее тоже приходится восстанавливать. Реставраторы обмеряют фрагменты машин, собирают старые фотографии и рабочие чертежи. Поначалу очень помогали пожилые рабочие, помнившие некоторые технологии середины прошлого века.
Хотя восстановленные самолеты — частные, хозяева для того их и собирали, чтобы показывать людям. Так что готовы поднимать их в воздух без прибыли, лишь бы расходы оплатили. Но на мероприятия в честь Победы авиареставраторов почти не зовут.
— От государства мы не получили ни копейки. И никакой другой помощи: ни заказов, ни ангаров,— признается Борис Осятинский.
Реставраторы все равно уверены, что дело их общественно значимое. Они мечтают собрать полный комплект из 40 моделей наших и ленд-лизовских машин, воевавших в ту войну с красными звездами на крыльях. И чтобы все летали.