Легенда с калькулятором
Марк Лейнеган выступил в Москве
Концерт рок
Герой эры гранжа Марк Лейнеган дал концерт в переполненном столичном клубе "16 тонн". Рассказывает БОРИС БАРАБАНОВ.
Американский певец Марк Лейнеган, начинавший в 1990-е в составе почти забытой ныне гранджевой группы Screaming Trees, в течение последнего десятилетия привлек к себе внимание прежде всего целым букетом коллабораций. Он выпустил три блестящих фолк-альбома в сотрудничестве с Изобел Кэмпбелл, пел в качестве приглашенного вокалиста на записях Soulsavers и U.N.K.L.E., Мартины Топли-Берд и Моби и, наконец, в 2013 году вернулся в самую, пожалуй, известную группу своего послужного списка — Queens Of The Stone Age, но тоже только ради небольшого камео в альбоме. У него обширная сольная дискография, из которой можно выбрать песни для прекрасной концертной программы, что он и сделал в Москве. В качестве привета бурной молодости он спел только одну песню Screaming Trees — "Black Rose Way".
Вечер в "16 тоннах" открывали The Faye Dunaways — группа, созданная аккомпаниаторами Марка Лейнегана Фредом Жаком и Алдо Стрифом. Они поиграли немного небыстрой электронной музыки, не лишенной интриги и темной страсти. Марк Лейнеган начал выступление, раскачиваясь у микрофона в такт медленным балладам, которые он пел поначалу только под аккомпанемент гитариста. Музыканты, приехавшие с певцом под вывеской Mark Lanegan Band, не блистали особой техничностью, скорее они создавали для его голоса необходимый сумрачный фон, постепенно нагнетая напряжение.
На человека, который слышит Марка Лейнегана впервые, его голос производит шоковое впечатление. Низкий "ржавый" тембр роднит его в первую очередь с Джонни Кэшем и Леонардом Коэном, а местами напоминает и о Нике Кейве, с которым Марк Лейнеган ездил в совместное турне в 2013 году. Марк Лейнеган не меняет позы на протяжении всего концерта, ему действительно не нужны никакие актерские таланты, голос производит достаточно гипнотическое действие, чтобы держать внимание все полтора часа. Однако авторский материал музыканта настолько предсказуемо следует великим канонам американского сочинительства, что к середине концерта становится все же скучновато. И тогда мастер играет ударный номер "Hit The City", который он записал вместе с Пи Джей Харви для поворотного альбома своей карьеры — "Bubblegum" (2004). Следом идет диско — "Ode To Sad Disco" с "Blues Funeral" (2012), и дальше концерт катится по инерции. Публику певец держит мертвой хваткой.
Аншлаг на концерте Марка Лейнегана не был таким уж предсказуемым, несмотря на все его заслуги и громкие альянсы. Например, в 2010 году он играл в клубе "Б2" при гораздо меньшем стечении народа. Ажиотаж в "16 тоннах" хочется поставить в заслугу журналистам, которые, понимая масштаб его фигуры, методично насыщали информацией медийное поле. В конце концов, несмотря на относительный успех "Bubblegum", радиошлягеров у господина Лейнегана все равно не было никогда, и светской хронике он тоже был малоинтересен. Он всегда был "тем парнем, который...", не более. Корреспондент "Ъ" был рад, когда люди в клубе реагировали на его пение воплями радости, но было ощущение, что радость эта не по поводу отдельных любимых песен, а из-за того, что такое вообще пока еще возможно. Человек из темных закоулков вселенной гранжа и стоунер-рока на расстоянии вытянутой руки в пору, когда гастрольный бизнес практически похоронен заживо.
Впрочем, помимо зрительского интереса есть еще один момент, который придает смысл бесконечным гастролям неочевидной легенды. Автор этих строк мало видел артистов, которые так много внимания уделяли бы продаже дисков и сувенирной продукции, или, как говорят в гастрольной среде, "мерча". На концерте Марка Лейнегана оборудовали целых две торговые точки. Там были уникальные постеры, продававшиеся только в турне, сольные CD сопровождавших певца инструменталистов, редкий винил фронтмена, масса футболок. Отдельно было объявлено об автограф-сессии, и, едва отпев, Марк Лейнеган уселся за столик, ставший прилавком, и еще час расписывался на своих именных товарах. Ни один поклонник не ушел, не удостоившись пары добрых слов от кумира. Это был тот случай, когда приезжает артист точно не стадионного уровня, но выжимающий из фанов все до капли. И эмоции, и деньги.