"Ничего не мешает собственникам торговых центров страховать и сейчас"

Страховые компании предложили защитить пострадавших в местах массового скопления людей. Как заявили во Всероссийском союзе страховщиков, необходимо, чтобы владельцы многолюдных помещений в обязательном порядке страховали свою ответственность перед посетителями. Авторы инициативы считают, что в случае чрезвычайных происшествий такой договор станет гарантией материальной помощи пострадавшим. Подробности — у Владимира Расулова.

Фото: Михаил Соколов, Коммерсантъ

Выступить с инициативой страховщиков заставил пожар в торговом центре "Адмирал" в Казани, где погибли 17 и пострадали 50 человек. Как отметил член правления Всероссийского союза страховщиков Николай Галушин, ответственного за возмещение вреда найдут не сразу, поэтому не ясно, когда компенсации от него дойдут до адресатов. В качестве примера господин Галушин привел пожар в пермском клубе "Хромая лошадь", расследование по которому длилось три года.

По мнению страховщиков, быстрее помочь родственникам погибших и пострадавшим могло бы так называемое вмененное страхование ответственности. Если владелец помещения не заключает соответствующий договор, работать он не начнет. В противном случае страховщики смогут компенсировать ущерб сразу же. Также это позволит сократить бюджетные выплаты, отметил господин Галушин.

"Мы предлагаем вернуться к теме вмененного страхования в отношении всех мест массового пребывания людей, для того чтобы снять, в первую очередь, с государства и с бизнеса любую избыточную нагрузку. Самое важное, что гарантировать пострадавшим выплату возмещения в тех случаях, когда трагедию, увы, невозможно будет предотвратить, как это произошло в Казани", — пояснил Галушин.

Если в Казани найдут того, кто должен возместить ущерб потерпевшим после пожара, все будет зависеть от того, насколько он платежеспособен, отметила вице-президент Национального союза страховщиков ответственности Светлана Гусар. По ее словам, в этом случае может быть два варианта. Если у виновника есть средства, то пострадавшим будут платить строго по чекам с произведенными расходами. Таким образом, например, можно будет компенсировать затраты на погребение. Но если денег на возмещение расходов не окажется, пострадавшие могут просто остаться ни с чем, отметила Светлана Гусар.

"После того, как будет определена величина фактического вреда, причиненного предпринимателем в виде физического вреда имуществу, и, естественно, жизни и здоровью граждан, может оказаться так, что причинитель вреда не в состоянии компенсировать ущерб. За этим последует его банкротство, и фактически ни граждане, ни предприниматели не смогут получить компенсацию причиненного вреда", — подчеркнула Гусар.

Относиться к таким инициативам надо осторожно. Страховщики на этом еще больше заработают, отметил член комитета Госдумы по финансовому рынку Борис Кашин.

"Пока все эти вмененные и обязательные виды страхования, прежде всего, кормят самих страховщиков. Ничего не мешает собственникам торговых центров страховать и сейчас. Страховщики могут в добровольном порядке разрабатывать продукты и выходить на рынок. Пока мы не достигнем разумной пропорции выплат и сборов, расширять эту практику я бы не стал", — пояснил Кашин "Коммерсантъ FM".

Как отметили во Всероссийском союзе страховщиков, инициатива касается исключительно коммерческих организаций. Планов распространить ее на аналогичные государственные учреждения пока нет.

Вся лента