В катастрофу Falcon вплели руководителя столичного авиаузла
Закончено расследование гибели Кристофа де Маржери
Следственный комитет России (СКР) завершил расследование громкого уголовного дела о катастрофе в октябре прошлого года самолет Falcon 50, на борту которого находились президент международной нефтегазовой компании Total Кристоф де Маржери и три члена экипажа. Вынесены постановления о предъявлении окончательных обвинений водителю снегоуборочной машины, в которую врезался самолет, инженеру наземной службы аэропорта Внуково, а также диспетчерам. При этом начато следствие в отношении руководителя Московского авиаузла Владимира Ужакова.
В понедельник СКР было предъявлено обвинение в окончательной редакции диспетчеру-инструктору Александру Круглову в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации судна воздушного транспорта, повлекшем по неосторожности смерть двух и более лиц (ч. 3 ст. 263 УК РФ). Вчера такая же процедура была проведена в отношении руководителя полетов аэропорта Внуково Романа Дунаева.
Адвокат Игорь Чернецкий пояснил "Ъ", что его клиент свою вину не признал. По словам защитника, в основу обвинения легли в том числе выводы летно-технической экспертизы, однако в ней сообщается лишь о некоторых недоработках в действиях диспетчеров, которые не имели прямого отношения к крушению самолета. "В ней речь идет больше о действиях наземных служб и о тех людях, у которых хватило ума выпустить на ВПП нетрезвых работников",— считает господин Чернецкий.
По данным "Ъ", предъявление обвинений остальным фигурантам дела — ведущему инженеру аэродромной службы Внуково Владимиру Леденеву, диспетчеру-стажеру Светлане Кривсун и водителю снегоуборочной машины Владимиру Мартыненко — продолжится в среду. По словам защитника последнего Александра Карабанова, его клиент намерен доказывать свою невиновность. Он утверждает, что являлся самым низшим звеном в системе организации уборки взлетно-посадочных полос Внуково и лишь исполнял прямые приказы своих начальников, соблюдая все должностные инструкции.
По версии следствия, диспетчер Круглов не должен был готовить стажера Кривсун, так как не имел на это официального допуска. Сама стажер, подозревают в СКР, проходила обучение во многом формально, причем часть документов об этом была оформлена задним числом. А дежурство в ночное время, когда произошла катастрофа, было для нее всего вторым. При этом господа Дунаев и Круглов якобы не контролировали действия своей подчиненной, которая не обнаружила на ВПП внезапно возникший снегоуборщик. Водитель последнего Мартыненко, в свою очередь, несанкционированно выехал на полосу, потеряв связь с Владимиром Леденевым. Последний, считает следствие, утратив контроль за перемещением спецтехники, не доложил об этом диспетчерам. Ошибки, допущенные господами Мартыненко и Леденевым, считает следствие, могли отчасти объясняться тем, что в момент катастрофы оба находились в состоянии алкогольного опьянения.
Материалы в отношении пяти фигурантов, по данным источников "Ъ", были выделены в отдельное производство из так называемого базового дела о катастрофе во Внуково, расследование по которому продолжается. В его рамках СКР возбудил дело по все той же ст. 263 УК РФ в отношении Владимира Ужакова — руководителя московского центра автоматизированного управления воздушным движением Госкорпорации по организации воздушного движения (ГК по ОрВД). Московский центр контролирует работу внуковского, в котором служили трое фигурантов первого уголовного дела.
В СКР от комментариев вчера воздержались, а сам господин Ужаков сообщил "Ъ", что действительно получил уведомление о возбуждении в отношении него уголовного дела, категорически отказавшись от дальнейших комментариев. При этом источники "Ъ" поясняют, что сам руководитель столичного диспетчерского авиаузла не отстранен от исполнения своих обязанностей.
Начальник юрслужбы Федерального профсоюза авиадиспетчеров России Олег Бабич пояснил "Ъ", что их организация по-прежнему намерена настаивать на невиновности диспетчеров в катастрофе. "Слухи о том, что следствие собирается привлечь к ответственности еще несколько человек, ходят с прошлой недели, но подтверждений этому у нас пока нет",— заявил господин Бабич. Дело в отношении господина Ужакова в профсоюзе оставили без комментариев до того момента, как СКР объявит об этом официально. Такую же позицию заняли в ГК по ОрВД. "Мы можем лишь подтвердить уведомление господина Ужакова, руководителя одного из наших 17 региональных филиалов, о возбуждении уголовного дела",— заявил "Ъ" представитель ведомства Николай Ивашов.
Отметим, что свое расследование гибели Кристофа де Маржери ведет прокуратура Парижа. В его рамках французские следователи уже несколько раз получили документы из России. Так как расследование ведется в отношении граждан РФ, то по его итогам выводы для принятия процессуальных решений будут направлены через Генпрокуратуру в СКР, поэтому в деле еще могут появиться новые фигуранты.