Тепло не по карману
"Совет рынка" хочет закрыть лишние ТЭС
"Совет рынка" предложил Минэнерго ужесточить требования к "вынужденным" ТЭС — слишком дорогим для рынка, но необходимым для теплоснабжения. Регулятор предлагает продлить на второе полугодие этот статус, дающий право на повышенные энерготарифы, только для 1,37 ГВт. Еще более 4 ГВт в "Совете рынка" считают не слишком нужными. Эту идею поддерживают и в Федеральной службе по тарифам (ФСТ), но многие энергокомпании не согласны и хотят долгосрочных тарифных гарантий.
Участники энергорынка предлагают Минэнерго и правительству во втором полугодии почти вчетверо сократить мощность, имеющую статус вынужденной по теплу (такие ТЭС не отбираются рынком из-за дороговизны, но получают на оптовом энергорынке повышенный тариф на мощность, так как нужны для энергосистемы или теплоснабжения). На конкурентном отборе мощности на этот год не было отобрано более 15 ГВт заявок, но из них почти 13 ГВт правительство оставило на рынке с вынужденным тарифом (7,7 ГВт нужны для энергосистемы; 5,5 ГВт — для теплоснабжения). Но последним тариф дали только до июня, а вице-премьер Аркадий Дворкович поручил регуляторам к 15 марта проанализировать необходимость продления их льготного статуса. Как сообщили "Ъ" в НП "Совет рынка", письмо с предложениями рабочей группы при НП, подписанное главой регулятора Максимом Быстровым, в понедельник отправлено в Минэнерго (копия есть у "Ъ").
"Совет рынка" предлагает учитывать не только обычный запрет местных властей на вывод дорогих ТЭС из-за рисков теплоснабжения, но и то, достигли ли здесь тарифы на отпуск тепла со станций предельного уровня, установленного ФСТ. Если они уже достигли максимума, рекомендуется продлить действие тарифа вынужденной генерации до конца года (это 1,37 из 5,5 ГВт). У еще 3,4 ГВт рост тарифа ниже предельных уровней ФСТ, и в НП считают, что продлевать им статус вынужденных можно только после повышения тарифов до предельного уровня. В этом списке ТЭС ТГК-1 мощностью 1,23 ГВт, три блока Череповецкой ГРЭС (ОГК-2; обе компании входят в "Газпром энергохолдинг"), ТЭС "Квадры", "ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго", "Мосэнерго", "Э.ОН Россия". Еще 716 МВт вообще не могут претендовать на статус (нет ходатайства региона, схемы теплоснабжения или идет вывод из эксплуатации). Тарифная нагрузка на потребителей за полгода от 5,47 ГВт вынужденных по теплу — около 4,9 млрд руб., если их мощность упадет до 1,37 ГВт, то она сократится до 1,23 млрд руб. во втором полугодии, подсчитал источник "Ъ" в отрасли.
По мнению "Совета рынка", если местные власти заставляют работать неэффективную генерацию, но держат тарифы на тепло ниже предельных, значит, она не особо нужна региону либо нагрузку перекладывают из тарифов на оптовый энергорынок. В обоих вариантах надо выводить невостребованное оборудование, заключают в НП. Но многие участники рынка не согласны с этой логикой, следует из особых мнений в материалах рабочей группы. Как говорят в Волжской ТГК Виктора Вексельберга, сравнение тарифа ТЭЦ с предельным уровнем ФСТ некорректно: последний включает и тариф теплосетей. Компания не согласна, что статус продляется только на полгода, и предлагает максимально возможный по закону срок два года либо срок, указанный в запрете на вывод. С этим согласны и в "Газпром энергохолдинге". "Фортум", наоборот, считает, что продлять статус нужно только той генерации, чей тариф уже выше предела ФСТ. В НП "Сообщество потребителей энергии" настаивают на учете уровня тепловой загрузки станции: для некоторых блоков, имеющих статус вынужденных, она равна нулю.
В ФСТ в целом поддерживают "Совет рынка": служба предлагает продлить до конца года статус для станций, по которым рост среднего тарифа на тепло уже превысил пределы роста тарифов по теплу и коммунальным платежам населения. Вывод остальных объектов надо вести с учетом влияния этого на конечные тарифы, отмечают в ФСТ. Заместитель главы Минэнерго Вячеслав Кравченко признает, что механизм получения статуса вынужденных по теплу "точно придется докручивать в более жестком варианте" либо вообще отказываться от этого статуса, и считает, что логично перекладывать повышенные платежи за вынужденную генерацию только на регион, запретивший ее вывод, а не на оптовый энергорынок. Это подтолкнет местные власти к решению проблемы с заниженными тарифами на тепло, полагает он. В Минэнерго и Федеральной антимонопольной службе не ответили на запросы "Ъ".