Националисты попросили у присяжных снисхождения
Участники БОРН выступили с последним словом
В Московском областном суде завершились слушания дела четырех участников «Боевой организации русских националистов» (БОРН), обвиняемых в нападениях и убийствах, совершенных в основном по национальному признаку. Среди их жертв судья Мосгорсуда Эдуард Чувашов, адвокат Станислав Маркелов, а также лидеры «Антифа». На вчерашнем заседании подсудимые выступили с последним словом.
Заседание суда несколько раз переносилось, каждый раз из-за отсутствия по болезни кого-нибудь из присяжных. Вчера наконец явились все. Сначала состоялся обмен сторон репликами. Первой выступила прокурор Светлана Артемьева. Отметив, что ей понравились выступления адвокатов, прозвучавшие ранее в прениях, госпожа Артемьева затем их раскритиковала.
К примеру, адвокаты настаивали, что не все преступления, в том числе убийство чемпиона мира по тайскому боксу Муслима Абдуллаева в 2009 году, были совершены на почве национальной неприязни,— по версии защиты, они стали результатом случайного стечения обстоятельств. «Тогда чем объяснить, что за всеми ними подсудимые вели продолжительное скрытое наблюдение?» —поинтересовалась прокурор. А желание защиты свалить некоторые убийства на погибшего в Запорожье от взрыва собственной гранаты штатного киллера неонацистской банды Алексея Коршунова гособвинитель опровергла заявлением, что участие и роль каждого подсудимого в том или ином преступлении доказана показаниями свидетелей и другими материалами дела.
«Существование экстремистского сообщества и банды БОРН является доказанным фактом, что закреплено в приговоре Мосгорсуда, вынесенном Никите Тихонову,— заключила госпожа Артемьева.— Вам (присяжным.— “Ъ”) надо определить, кто принимал в ней участие. И помните, что по закону все участники банды несут ответственность за все совершенные преступления».
Напомним, что Максима Баклагина, Вячеслава Исаева, Михаила Волкова и Юрия Тихомирова обвиняют в создании экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК РФ), бандитизме (ст. 209 УК РФ), убийствах (ст. 105 УК РФ), покушении на убийство (ст. 30 и 105 УК РФ), посягательстве на жизнь лица, осуществляющего правосудие (ст. 295 УК РФ).
Затем выступили родные погибших от рук неонацистов, которые просили строго наказать подсудимых. А затем выступили обвиняемые.
Максим Баклагин заявил, что государственное обвинение ошибается, пытаясь выставить его «кровавым маньяком». «Я выказал желание поехать на Украину (с таким заявлением он выступил в ходе прений.— “Ъ”) не для того, чтобы убивать людей, а чтобы искупить свою вину, как в штрафбате,— заявил подсудимый.— Я возмущен! Я никогда не говорил, что люди, которых я убил, заслуживали смерти».
Подсудимый Исаев предложил вместо себя выступить адвокату Марату Степанову. «Мы не просим оправдывать Исаева,— заявил защитник.— Мы просим лишь о снисхождении при вынесении вердикта Исаеву. Он раскаялся. И у него нет возможности как-то загладить вину».
В свою очередь, подсудимый Михаил Волков заявил, что нельзя доверять показаниям, данным против подсудимых Никитой Тихоновым и его сожительницей Евгенией Хасис, осужденными за убийство в 2009 году адвоката Станислава Маркелова и журналистки «Новой газеты» Анастасии Бабуровой. После чего опроверг свое участие в организации БОРН.
Юрий Тихомиров заявил, что прокурор «ссылалась на некие несуществующие доказательства». «Нам говорят, что БОРН была признана судом экстремистским сообществом,— сказал подсудимый.— Но где, когда? Не было такого решения! Прокурор заявила, что я скрывался от следствия, но это неправда, меня задержали в соседнем городе, где я жил у тети!»
Затем слово попросил подсудимый Исаев. Он заявил, что «всегда и во всем признавался и не отрицал своей вины». «Я ощущал себя частью БОРН,— пояснил обвиняемый,— а после ареста Тихонова считал, что отступить от нашей деятельности будет предательством в отношении попавшего в беду товарища».
Все подсудимые просили присяжных «быть вдумчивыми и внимательными при вынесении вердикта».
Затем председательствующий Александр Козлов огласил присяжным опросный лист с 69 вопросами. Они были разбиты на группы, по числу эпизодов в деле. В вопросах членам коллегии предлагалось ответить: имело ли место событие преступления, виновны ли в нем подсудимые и если да, то заслуживают ли снисхождения.
Вынесение вердикта запланировано на пятницу.
Почему националисты совершали убийства
Говоря о мотивах убийств и нападений, подсудимый Максим Баклагин сослался на неверие членов БОРН в эффективность борьбы российских правоохранителей с преступлениями, совершаемыми представителями национальных диаспор. Когда председательствующий Александр Козлов попросил уточнить подсудимого, почему для достижения своих целей националисты выбрали именно убийства, тот ответил: «Потому что мы ставили свои идеи выше отдельной человеческой жизни». Читайте подробнее