Не робкая десятка
Плата за час на парковке может составить 10 рублей
Городские власти представили методику расчета платы за парковочные места в центре: проект устанавливает стоимость одного часа на платной парковке вдоль дорог в центре города в размере 10 руб. Инициаторы рассчитывают, что это позволит загрузить парковочные места на 80–90% в часы пик, а автовладельцев, которые оставляют машину на целый рабочий день, стимулирует перебраться на платные стоянки за пределами улично-дорожной сети. Некоторые члены комитета пермской гордумы по экономическому развитию, рассматривавшего методику вчера, назвали цену за час «совсем смешной» и предложили рассмотреть другие варианты ценообразования.
Вчера комитет пермской гордумы по экономическому развитию рассмотрел методику расчета и максимального размера платы за пользование платными парковками. Руководитель МКУ «Дирекция дорожного движения» Максим Кис пояснил, что в основу методики заложен принцип платы, ориентированный на спрос на платные парковки. Предлагается установить диапазон максимальной и минимальной платы. «Минимальный размер предлагается установить таким образом, чтобы человеку, который паркуется на дороге в течение всего рабочего дня, было выгодно воспользоваться внеуличной автостоянкой. Таким образом, парковки вдоль дорог становятся местами для недлительного пользования. Максимальный размер платы предлагается такой, чтобы он составлял не более половины суммы штрафа за неоплату парковки. Суть в том, что человеку всегда должно быть выгоднее оплатить парковку, чем вести незаконопослушную деятельность», — отметил господин Кис. При этом размер штрафа за неоплату планируется в размере 1 тыс. руб.
Самый главный принцип, по словам господина Киса, в том, что размер платы должен быть таким, чтобы парковочные места были загружены в часы пик на 80–90%. Это будет означать, что парковки доступны для водителей, пространство используется эффективно, и в то же время остается возможность припарковаться. Стоимость одного часа на платном парковочном месте предлагается для начала установить в размере 10 руб. Каждые три месяца, как уточнил Максим Кис, будет проводиться мониторинг загруженности платных парковок. Если загрузка будет выше 90%, плата будет повышаться на 5 руб., если менее 80%, то понижаться на такой же фиксированный шаг. Если останется в пределах нормы, то цена не изменится. Также предполагается введение абонементов на платных парковках, их стоимость будет с понижающим коэффициентом 0,8, то есть плата за один час составит 8 руб.
Вице-спикер гордумы Юрий Уткин отметил, что в методике идет привязка к стоимости, сопоставимой со стоимостью места на автостоянках вне улично-дорожной сети. «Не думали над другим вариантом оплаты?» — поинтересовался он.
«В России и за рубежом есть разные подходы к определению стоимости. Принцип заполненности парковочных мест, на наш взгляд, самый правильный. Во многих российских городах используется затратный подход, когда считается, сколько стоит содержать парковочное место. Но жизнь показывает, что даже при принятии такой методики дальше плата устанавливается достаточно волюнтаристски. Взять, например, нашу столицу, где плата увеличивалась на десятки рублей просто волюнтаристским решением правительства Москвы. Мы предлагаем формализовать, чтобы не было произвола», — пояснил Максим Кис.
Юрий Уткин также спросил, будут ли на платных парковках электронные маршрутизаторы, по аналогии с ТЦ, где указывается количество свободных мест на парковке. По словам Максима Киса, всякая система, основанная на системе подсчета пустых мест, дорогая: «Там должен быть датчик на каждое место, это одна из самых дорогостоящих частей, поэтому предлагаем на первом этапе это не делать».
«Минимальная цена парковочного места уж совсем смешная», — прокомментировала предложения городских властей депутат Татьяна Ежова. Максим Кис рассказал, что в методике заложен следующий принцип: «Человек может выбрать: либо оставить машину на улице, либо въехать на платную автостоянку. Мы смотрели стоимость на платных автостоянках днем в центральном районе. Получилось в среднем около 60 руб. в день. В методике предлагается ввести повышающий коэффициент 1,5 — получится 90 руб. Если разделить их на 9 часов (рабочий день плюс обед), получится 10 руб. в час. Если человек простоит весь день, ему выгоднее уехать на платную стоянку, чем занимать место на дороге. Это данные декабря, сегодня они могут быть немного скорректированы».
«Революционные изменения ожидают нас в части парковочной политики. Я хотел услышать более обоснованный подход к ценообразованию», — резюмировал Юрий Уткин. По его мнению, принцип затратности должен быть основным, не нужно отталкиваться от стоимости места на платных автостоянках. «Сегодня точно есть риск повышения стоимости платы на автостоянках, когда это решение будет принято. Может, привязать к стоимости штрафа за неправильную парковку?» — предложил он.
Документ был рекомендован комитетом к принятию в первом чтении. Поправки к методике расчета будут рассмотрены рабочей группой до 5 мая.
Напомним, проект создания платных парковок предполагает введение платы за места в парковочных карманах на центральных улицах Перми. Документ был принят в первом чтении на январской думе, срок рассмотрения поправок к нему — также до 5 мая. Внедрение системы платных парковок предполагается с января следующего года.