Баллоны готовят к перезапуску
«Ругазко» меняет технологию производства
ООО «Ругазко» летом 2015 года собирается запустить производство полимерно-композитных газовых баллонов по новой технологии. Компания вынуждена реорганизовать производство из-за того, что пропан-бутановая смесь, которой заполняются баллоны в России, содержит примеси, разрушающие стенки баллона. Сейчас предприятие отзывает баллоны, проданные с 2011-го по 2014 год, и за свой счет меняет их на новые. В «Ругазко» рассчитывают, что затраты на перезапуск будут минимальными, так как основная часть расходов придется на НИОКР. Аналитики полагают, что история с отзывом баллонов отразится на репутации предприятия, а перспективы нового производства будут зависеть от потребностей рынка, который пока растет несущественно.
Поводом для реорганизации производства ООО «Ругазко» (совместное предприятие ЗАО «Управляющая компания ГазСервисКомпозит» и норвежской компании Hexagon Composites) стал отзыв полимерно-композитных газовых баллонов, проданных с 1 января 2011 года по 13 октября 2014 года. Как рассказал „Ъ“ генеральный директор УК «ГазСервисКомпозит» Олег Зайцев, во многих регионах России пропан-бутан, которым наполняются баллоны, не соответствует ГОСТу: «В составе были обнаружены примеси, которые могут влиять на качество самого баллона (речь идет о высоком содержании метанола, который может разрушать стенки композитного баллона. — „Ъ“). Сам баллон остается безопасным, но мы хотим произвести технологические изменения, которые позволили бы использовать его бесконечно долго». Проданные баллоны «Ругазко» сейчас заменяет на баллоны норвежской Hexagon Ragasco. По данным «Интерфакса», замене подлежат около 30 тыс. баллонов. Ранее со ссылкой на источники на предприятии агентство сообщало, что около полугода назад «Ругазко» приостановило выпуск баллонов.
Начать производство по новой технологии «Ругазко» планирует летом 2015 года. По словам Олега Зайцева, затраты ожидаются минимальными, поскольку для выпуска новых баллонов будет использоваться уже имеющееся оборудование. «У нас есть свои лаборатории, свои специалисты, которые могут это все технически выполнить. Стоит вопрос об изменении способа сборки баллонов. Потребуется только выполнение НИОКР», — рассказывает гендиректор «ГазСервисКомпозита». Он не исключает, что технология упростится, а европейские комплектующие будут заменены на российские.
Кроме того, вчера «Ругазко» подписало соглашение о сотрудничестве с Нижегородским госуниверситетом им. Н.И. Лобачевского (ННГУ). Олег Зайцев сообщил, что цель предприятия — с помощью разработок ННГУ «максимально понизить цену баллона и качественно его улучшить». Речь идет о том, что химический факультет университета может разработать технологию производства полимерно-композитной смеси для изготовления газового баллона, которая со временем заменит собой импортное сырье, используемое на «Ругазко» на данный момент.
• ООО «Ругазко» основано в октябре 2011 года как совместное предприятие ГК «Автокомпонент» (51%) и норвежского холдинга Hexagon Composites ASA (49%) для производства полимерно-композитных газовых баллонов под брендом Rugasco (с 13 января 2015 года 51% уставного капитала, которым владела ГК «Автокомпонент», передан дружественной УК «ГазСервисКомпозит»). По данным Kartoteka.ru, выручка в 2013 году составила 137,6 млн руб., убыток — 14,35 млн руб.
Первая очередь завода «Ругазко» проектной мощностью 250 тыс. баллонов в год была запущена в 2012 году. Инвестиции в строительство составили 8 млн евро. Планировалось, что в течение трех лет объемы производства будут доведены до 2 млн баллонов в год, ежегодная выручка достигнет 150 млн евро, а компания займет 20% российского рынка.
Начальник аналитического отдела финансовой группы БКС Максим Шеин удивляется тому, что перед запуском производства баллонов технологи предприятия не учли всех рисков, и считает, что отзыв продукции отразится на репутации компании. «Согласитесь, это не лучшее начало работы. Хотя, безусловно, основную роль будут играть потребности на рынке полимерно-композитных баллонов, который если и вырос за последние два года, то не существенно, и ценовая политика предприятия. Но нельзя гарантировать, что цена на баллоны будет снижена настолько, что клиенты кинутся их покупать. Безусловно, предприятию придется понести затраты на реорганизацию сложного технологичного производства, что должно отразиться на цене продукции», — полагает аналитик.