Мэрия посмотрит водителям в лицо
Для борьбы с нарушителями теперь используются камеры высокого разрешения
Мэрия Москвы, в арсенале которой уже есть набор инструментов для наказания нарушителей правил парковки, начала применять еще и обзорные видеокамеры, установленные на домах и торговых центрах. Они используются в спорных ситуациях, когда граждане пытаются обжаловать штрафные постановления. Сами граждане доступа к видеокамерам не получат.
О том, что городские камеры применяются для разрешения «спорных моментов» при оформлении нарушений, рассказали вчера в пресс-службе Московской административной дорожной инспекции (МАДИ). С января 2015 года в ведомстве заработал ситуационный центр, сотрудники которого получили доступ к архиву городской системы видеонаблюдения (речь идет о камерах, установленных на домах, у торговых центров и в местах массового скопления людей).
В последнее время нарушители стали «прибегать к уловкам», чтобы уйти от ответственности, пояснили “Ъ” в МАДИ, поэтому пришлось использовать видеосъемку. Пока это пригодилось лишь в нескольких случаях. К примеру, один из нарушителей написал заявление, что не находился за рулем: сотрудники МАДИ проверили запись и рассмотрели лицо гражданина (качество изображения было достаточно высоким), доказав, что именно он управлял автомобилем. По камерам, отметили в инспекции, можно отследить даже маршрут автомобиля, если это понадобится в спорной ситуации.
У водителей же доступа к камерам пока нет. На прошлой неделе мэрия Москвы объявила о планах предоставить гражданам платный онлайн-доступ к той же системе, которой пользуется МАДИ, а также камерам в подъездах, школах, парках (всего 145 тыс. приборов наблюдения). Но видеоархив открыт не будет.
В инспекции говорят, что камеры будут применяться как на этапе оформления постановлений, так и при их обжаловании. В 2014 году 33,4 тыс. постановлений из 900 тыс. оформленных были оспорены. В 10,4 тыс. случаев штрафы отменили: к примеру, водители доказывали, что вынужденно остановились в зоне действия запрещающего знака либо у машины сменился собственник.
Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов скептически относится к инициативе МАДИ. «Большинство московских камер все-таки довольно плохого качества,— говорит он.— Самый наглядный пример — видео, по которому пытались рассмотреть убийц Бориса Немцова: с трудом можно разглядеть лишь силуэты, но не лица».
Эту проблему признают и в МАДИ: в одном из случаев разглядеть лицо нарушителя не получилось, теперь проводится административная проверка, в ходе которой МАДИ доказывает вину водителя. Любопытно, что во время проверки, которая может длиться до 60 дней, административное производство приостанавливается, о чем “Ъ” рассказали в МАДИ. До ее окончания постановление в силу не вступает. «Водитель приходит, пишет заявление, что за рулем был другой человек, а дальше МАДИ должна привести контраргумент,— подчеркнул господин Шкуматов.— С учетом того, что видеозапись хранится всего пять-семь дней, сделать это будет проблематично».
Впрочем, адвокат московской Коллегии правовой защиты автовладельцев Марат Бикбов настроен не столь оптимистично. «Формулировки кодекса таковы, что МАДИ вообще может послать водителя куда подальше, не приняв никаких заявлений или доказательств,— говорит он.— Суды обычно на стороне инспекции. То, что у МАДИ появился доступ к камерам,— это лучше, чем ничего, но водителям легче от этого не будет».