Рельсы вместо пушек
Чиновник Минобороны переходит на работу в ОАО РЖД
Как стало известно "Ъ", директор департамента строительства Минобороны Роман Филимонов, приглашенный в ведомство в 2013 году Сергеем Шойгу, написал рапорт об увольнении. Собеседники "Ъ" в Минобороны отмечают как эффективность работы господина Филимонова, так и его конфликты с генподрядчиками. Теперь Роману Филимонову предложено возглавить Центральную дирекцию по ремонту пути (ЦДРП), являющуюся филиалом ОАО РЖД.
О том, что Роман Филимонов покидает военное ведомство, "Ъ" рассказал источник в аппарате министра обороны. "Рапорт об увольнении написан в конце февраля, после чего он сразу же ушел в положенный отпуск,— сообщил собеседник "Ъ".— Это было не спонтанное решение — несколько раз он встречался с Сергеем Кожугетовичем (Шойгу.— "Ъ"), который отговаривал его уходить, но Филимонов решение принял". Пока постоянной замены не найдено, временно исполнять обязанности главы департамента будет его заместитель Александр Власов. В департаменте кадровые изменения не комментировали.
Роман Филимонов курировал строительный комплекс в правительстве губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко (с 2009 по 2012 год) и в правительстве Московской области (с мая 2012 года по январь 2013 года), которой тогда руководил Сергей Шойгу. Ему удалось быстро найти общий язык с господином Филимоновым: по информации "Ъ", еще до назначения министром господин Шойгу отмечал работоспособность своего заместителя и в частных разговорах характеризовал его как "надежного человека". Немного освоившись в Минобороны, Сергей Шойгу лично позвал Романа Филимонова к себе — назначение состоялось 24 января 2013 года.
По словам источников "Ъ", перед департаментом строительства ставилась задача синхронизировать постройку объектов для размещения поступающих вооружений и военной техники. При Романе Филимонове выросли темпы строительства Новороссийской военно-морской базы и объектов космодрома Плесецк (в частности, инфраструктуры ракетного комплекса "Ангара"). Кроме того, в департаменте без увеличения финансирования (в 2013 году оно составило около 197 млрд руб., а в 2014-м — 163 млрд руб.) смогли увеличить объемы стройки: если в 2012 и 2013 годах она велась на 832 и 1238 объектах соответственно, то в 2014-м их было уже свыше 4 тыс. В Минобороны указывают и на сокращение объема неосвоенных средств: если по итогам 2012 года эта сумма составила 21,6 млрд руб., то в 2013-2014 годах она была в пределах 90 млн руб.
Работу господина Филимонова собеседники "Ъ" в Минобороны характеризуют положительно и отмечают, что "найти человека на это место будет непросто". "Он устал бороться с генподрядчиками, зачастую проваливавшими задания, а также сетовал, что ему не дают полномочий на реформу системы капитального строительства",— говорят они. В частности, по сведениям "Ъ", Роман Филимонов несколько раз конфликтовал по рабочим вопросам с директором Спецстроя Александром Волосовым, но Сергей Шойгу зачастую занимал сторону своего бывшего коллеги по МЧС.
Источники "Ъ" в Минобороны утверждают, что теперь господин Филимонов возглавит ЦДРП (филиал ОАО РЖД), сменив на этом посту Ивана Пименова. Эту информацию "Ъ" подтвердил и источник, близкий к ОАО РЖД. От официального комментария в монополии отказались. ЦДРП отвечает за капитальную реконструкцию и замену железнодорожного полотна. За последние годы монополия снизила объем капремонта: в 2012-2014 годах ОАО РЖД отремонтировало только 6,9 тыс. км из необходимых 20 тыс. км. При этом если в 2012 году ОАО РЖД направило на это свыше 100 млрд руб. (в том числе на текущий ремонт), то в 2014 году — около 50 млрд руб., а в 2015 году планирует потратить 41 млрд руб. (общая инвестпрограмма на этот год составляет 393 млрд руб.).