Ток здесь уместен
Для энергоснабжения Крыма России и Украине пришлось пойти на взаимные уступки
Став российским, Крым остался привязан электросетями к Украине, от которой почти полностью зависело его энергоснабжение. В течение года российские власти пытались одновременно решить две проблемы: как обеспечить электроэнергией полуостров немедленно и как в долгосрочной перспективе добиться его энергонезависимости. Пока электроэнергия по-прежнему поставляется с Украины, которая в условиях топливного кризиса была вынуждена продолжить освещать Крым в обмен на поставки электроэнергии из России. А в области обеспечения энергонезависимости динамичнее всего идет процесс подорожания.
Нерушимая электросвязь
В марте прошлого года с точки зрения энергетики Крым в целом мало чем отличался от своего сегодняшнего устройства. Энергосистема Крыма, на пике потребляющего около 1,4 ГВт мощности, исторически не соединена с российской: электроэнергию полуостров получал от гигантских ТЭС и АЭС Украины. До 80% необходимой электроэнергии поступало с материка по четырем крупным ЛЭП. Собственная мощность, довольно скромная (151 МВт), была представлена Севастопольской, Симферопольской, Сакской и Камыш-Бурунской ТЭЦ. Значительное подспорье (около 330 МВт) составляли солнечные и ветровые станции, построенные в рамках масштабной украинской программы поддержки зеленой энергетики, но основу энергосистемы возобновляемая энергетика в силу нестабильности выработки составлять не может.
Фактически сразу после присоединения Крыма энергосистема Украины продемонстрировала, что в нужных обстоятельствах она может и не быть надежной. 23 марта 2014 года энергоснабжение Крыма внезапно было ограничено вдвое. Тогда «Укрэнерго», совмещающее функции магистральной сетевой госкомпании и диспетчера энергосистемы Украины, объяснило сбой плановым ремонтом одной из двух ведущих на полуостров ЛЭП и выявлением аварийной ситуации на другой из них. На следующий день энергоснабжение было восстановлено.
Россия почти своевременно подготовилась к такому развитию ситуации. В этом помогла Сочинская олимпиада, на которую для страховки завезли огромное количество дизель-генераторов. За три недели на полуостров были поставлены 1474 генератора общей мощностью 310 МВт. Также начали перевозить не пригодившиеся на Олимпиаде мобильные ГТЭС: за несколько месяцев на острове были установлены девять МГТЭС из Сочи и четыре МГТЭС из Москвы общей мощностью 292,5 МВт. Впрочем, настоящая необходимость в этой мобильной генерации возникла ближе к концу года, когда крымская энергетика подверглась серьезным испытаниям. К этому моменту Украина, переставшая получать донецкий уголь и принужденная внести предоплату за газ, ощутила острейший топливный кризис, который быстро распространился на Крым. С конца августа начались периодические ограничения энергоснабжения полуострова, к декабрю ставшие регулярными. 24 декабря Крым пережил первый полный блэкаут, когда отключение вызвало аварии на трех ТЭЦ полуострова. Вместе с тем, даже первый, разгонный мартовский блиц уже вызвал в Крыму ажиотаж, а федеральных чиновников принудил публично конкретизировать планы по обеспечению энергонезависимости новой территории.
Независимость при санкциях
Изначально предлагалось несколько вариантов создания энергонезависимого Крыма. Проблему предлагалось решить только усилением электросетевых связей, только строительством собственной генерации в Крыму и при помощи смешанного варианта (сети плюс генерация). Последний и был выбран. В существующей конфигурации он предполагает строительство 880 МВт генерации непосредственно в Крыму. Предполагается строительство четырех блоков по 235 МВт мощности на блок — газовая турбина 160 МВт и паровая турбина 75 МВт. Первоначально предполагалось расположить один блок в Севастопольском и три — в Симферопольском центрах питания, теперь предполагается сгруппировать их по два.
Но работа в Крыму грозит санкциями со стороны ЕС и США, и достаточно авантюрного частного инвестора не нашли. В итоге строительство крупных блоков поручено входящему в государственный «Ростех» «Технопромэкспорту». Но и «Технопромэкспорт» не готов строить без гарантий окупаемости. Для того чтобы проект оказался прибыльным, были приняты специальные поправки в законодательство, которые позволяют обеспечивать окупаемость новых энергообъектов на таких территориях, как Крым и Калининград, за счет надбавки к цене оптового рынка в первой ценовой зоне. Стоимость проекта, правда, все увеличивается. Последняя оценка, которую давал глава Минэнерго Александр Новак,— примерно 80 млрд руб. только за генерацию, тогда как ранее называлась сумма 44,6 млрд руб.
На пути возведения крупноблочных станций встали и другие проблемы: у России есть известное отставание в строительстве газовых турбин высокой мощности. Отечественные образцы пока заметно уступают зарубежным. При этом экспорт энергооборудования в Крым запрещен санкциями ЕС и США. Эту проблему решают с нескольких сторон. Часть оборудования, возможно, получат за счет покупки у «Генерирующей компании» Татарстана, которая предложила Минэнерго лежащую у нее на складе турбину производства Siemens для одного из крымских энергоблоков — она досталась компании от «КЭС-Холдинга» вместе с правами по договору на поставку мощности Новобогословской ТЭЦ, вместо которой будет построена станция в Казани. Остальные турбины тоже могут закупить у петербургского СП Siemens и «Силовых машин», но все будет зависеть от позиции Siemens. Также один крупный блок, как подтвердил в начале марта Александр Новак, будет заменен на восемь мелких блоков с отечественными турбинами по 25 МВт производства входящих в ОДК «Пермских моторов».
Вторая часть генерации, запланированной для Крыма,— станция 600 МВт в Тамани, которая укрепит собой энергосистему Юга России и будет поставлять энергию в Крым по новым сетям. На строительство этого объекта предлагается провести конкурс среди генераторов. Пока предполагается, что в условия конкурса будет заложена норма доходности в 14% с возможным понижением в ходе аукциона. Финансироваться строительство станции будет также за счет надбавки к оптовой цене.
Помимо строительства генерации запланировано комплексное усиление сетей — как собственно крымских, так и в объединенной энергосистеме Юга. Основной объект сетевой части — кабельный переход через Керченский пролив. Общая стоимость перехода должна обойтись в 48,7 млрд руб., оценивало Минэнерго в июле, еще 18,4 млрд руб. и 22,8 млрд руб. будут потрачены на развитие сетей в самом Крыму и на Кубани соответственно. Вокруг распределения средств на проект энергомоста сразу возникла интрига. В октябре конкурс на выполнение работ по этому проекту стоимостью 13,8 млрд руб. объявил очевидный кандидат — ФСК, отвечающая за магистральные сети России. 45 млрд руб. на Крым были внесены в ее инвестпрограмму. На конкурс пришли четыре крупных подрядчика: «Глобалэлектросервис» группы «Сумма» Зиявудина Магомедова, «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко, «Технопромэкспорт» и «Гидроэлектромонтаж». Но уже в январе ФСК конкурс отменила. Официально компания объясняла, что средства на этот проект выделяются по ФЦП, распорядителем по которой является Минэнерго. Минэнерго назначило распорядителем свое ФГУП РЭА. При этом ФСК уже объявило победителя открытого запроса предложений на закупку кабеля для керченского проекта (им стал самарский «Росскат», обещающий поставить кабель в срок за 10,9 млрд руб.). Тем не менее работы по проекту энергомоста ведутся, в феврале он начал проходить экологическую экспертизу.
Российские чиновники по-разному оценивают срок, который понадобится для фактической реализации этих проектов. Глава Минкрыма Олег Савельев в начале марта пообещал, что Крым получит первую электроэнергию из Краснодарского края уже в начале следующего года. «Сейчас появились предложения по возможности ускоренного строительства кабельного перехода,— говорил он.— В первой декаде 2016 года мы сможем подключить перетоки до 400–500 МВт с краснодарской стороны». А глава Крыма Сергей Аксенов на днях заявил, что проблему энергонезависимости от Украины Крым решит за пять лет.
Энергетический торг
Однако достижения энергонезависимости Крыму только предстоит дождаться, а электроэнергия нужна прямо сейчас. Поэтому параллельно с составлением планов нового строительства шла работа по заключению договоренности с Украиной об организации и условиях поставок. С 1 июня Украина перестала поставлять электроэнергию полуострову по субсидируемым ценам и подняла ее до экспортных величин. Заблаговременно российский экспортный оператор, «Интер РАО», создал дочернюю структуру «Центр осуществления расчетов» (ЦОР), которая с июня стала уполномоченным закупщиком электроэнергии для Крыма. Сменился контрагент и с украинской стороны — вместо сетевого и системного оператора «Укрэнерго» им стал специализированный экспортный оператор «Укринтерэнерго». Однако напрямую компании работать не могли, мешал украинский закон об оккупированных территориях. Функцию посредника выполняло ДТЭК «Крымэнерго» Рината Ахметова, которое закупало электроэнергию на энергорынке и перепродавало ЦОР. Поскольку экспортная цена существенно превышала внутреннюю цену для Крыма, которую обещали не менять, разницу возмещал российский бюджет (который не сразу начал перечислять средства, и ЦОР пришлось брать заем у МОЭСК, предоставившей 1,3 млрд руб.). Так система отработала до зимы, когда конструкция поменялась. Украина в обстановке острого топливного кризиса согласилась на импорт электроэнергии из России. В качестве условия Россия выставила фактически своповые поставки в Крым. 30 декабря «Интер РАО» и «Укринтерэнерго» подписали договор, предусматривающий поставку на Украину до 1,5 ГВт ровным графиком в течение года. ДТЭК «Крымэнерго» было тем самым вытеснено из этой цепочки и в январе национализировано. Ситуация с энергоснабжением Крыма нормализовалась после заключения договора — сама Украина смогла покрыть дефицит мощности за счет импорта, и дальнейшие отключения крымских потребителей были связаны уже только с непогодой.
Вместе с тем, российско-украинское соглашение о купле-продаже электроэнергии создало карьерные осложнения главе Минэнергоугля Украины Владимиру Демчишину. Его обвиняли в нарушениях при определении цены контракта и игнорировании интересов отечественных энергетиков и угольщиков. В числе прочего Владимиру Демчишину вменяют в вину тот факт, что, если в 2014 году Украина продавала электроэнергию в Крым по 3,48 руб. за 1 кВт·ч, то после подписания контракта цена снизилась до 2,99 руб. за 1 кВт·ч (при этом Россия продает Украине электроэнергию по цене, на 0,14 гривны ниже средней прогнозной цены на оптовом рынке страны). В январе премьер Украины Арсений Яценюк поручил правительственной комиссии оценить правомерность действий Минэнерго и «Укринтерэнерго» при подписании контрактов, а 11 февраля материалы расследования передали МВД и Службе безопасности Украины. В начале марта группа депутатов Верховной рады предложила снять Владимира Демчишина с должности. Украина предупреждает, что может досрочно прекратить действие контракта. Если это произойдет, то поставки в Крым окажутся под вопросом.