Оздоровления недели ждать
Санированный банк «Таврический» взял отсрочку от полноценной работы
Как показывает практика, санация еще не означает мгновенный возврат банка к полноценному функционированию. Как объявил недавно санированный банк «Таврический», ему на это нужно еще до четырех недель. Его случай не исключение. За последнее время отсрочку расплаты по обязательствам или иные ограничения по операциям с клиентами применяли санированные банки группы «Рост», «Траст», Мособлбанк.
Банк МФК Михаила Прохорова, выбранный в минувшую пятницу санатором банка «Таврический» в Санкт-Петербурге, сегодня сообщил о том, что работа оздоровляемого банка будет нормализована в течение четырех недель. «АСВ и банк МФК совместно прикладывают все усилия, чтобы в кратчайшие сроки возобновить обслуживание клиентов. По предварительным оценкам потребуется до четырех недель на соблюдение ряда юридических процедур» — говорится в пресс-релизе МФК. О каких именно процедурах идет речь, там не уточняется. В пресс-службе банка на момент сдачи текста пояснений не предоставили.
В call-центре банка сообщили, что пока вклады забрать нельзя. В банке ожидают пополнения кассы до конца марта и обещают уведомить всех клиентов, когда средства забрать будет можно. Пока же, как следует из сообщения на сайте банка, на снятие вклада можно записаться в «электронную очередь». Правда, «о старте записи» в очередь, как следует из того же сообщения на сайте, «будет объявлено дополнительно».
Напомним, о санации «Таврического» банком МФК было объявлено в пятницу. На это санатору будет выделено 28 млрд руб. сроком на десять лет. Кроме того, будет произведена конвертация крупнейших депозитов банка, принадлежащих «Ленэнерго» и ОАО «МРСК Северо-Запад» на сумму 12,7 млрд руб. в капитал второго уровня банка сроком на 20 лет по ставке 0,51%. Кроме МФК, на «Таврический» претендовали Банк Москвы, банк «Санкт-Петербург», МИнБ, Татфондбанк и банк «Российский капитал». Ключевым критерием при отборе инвестора являлся наименьший «совокупный размер запрошенной финансовой помощи и субординированных займов, предоставляемых “Ленэнерго” и “МРСК Северо-Запад”».
Учитывая, что банк «Таврический» начал испытывать заметные финансовые сложности с конца прошлого года, очевидно, что на восстановление его бизнеса потребуется какое-то время. Минус — в том, что предоставлять ему это время придется клиентам. При этом затяжная подготовка к оздоровлению банка в последнее время становится традицией. «Таврический» уже не первый банк, который передан санатору, но при этом функционировать без перебоев начинает далеко не сразу. В прошлом году с такой проблемой столкнулись клиенты Мособлбанка — через два месяца после начала его оздоровления силами СМП-банка кредитная организация выплатила только пятую часть вкладов (см “Ъ” от 10 июля 2014 года). Причина была в том, что банк при прежнем руководстве и собственниках вел скрытую базу данных по вкладам, поэтому всех вкладчиков необходимо было тщательно проверять.
Небезболезненно проходил и процесс перехода банков группы «Рост» под крыло нового собственника — Бинбанка. Санатор для банка был выбран 9 декабря 2014 года. Ограничения на снятие наличных были убраны в конце декабря. Не незаметно для клиентов прошло и начало санации банка «Траст». Через месяц после решения (в конце декабря прошлого года) о том, что банк будет санировать ФК «Открытие» в «Трасте», были заблокированы лимиты по кредитным картам. «Решение о блокировке было принято временной администрацией в рамках процедуры финансового оздоровления»,— сообщали тогда сотрудники call-центра. Сегодня пресс-служба банка «Траст» сообщила о том, что части клиентов лимиты разблокированы. «Мы продолжаем проводить качественную оценку рисков по кредитным картам,— уточнили в пресс-службе.— По ее результатам будут приниматься решения о возобновлении активных операций по оставшимся кредитным картам, лимиты по которым пока приостановлены».
По мнению экспертов и участников рынка, промедления с нормализацией деятельности санированных банков, участившиеся в последнее время, обусловлены сложностью самих санационных проектов, в отличие от предыдущей волны санации в кризис 2008–2009 годов, проблемы у нынешних санируемых банков не возникли под воздействием финансовой турбулентности, а копились годами, скрытые за многочисленными схемами. На то, чтобы их распутать, нужно время. Кроме того, многое зависит от того, как видит свои цели и задачи сам санатор. «Скорость нормализации работы, с одной стороны, зависит от состояния, в котором находится банк на момент начала санации, а с другой — от его специфики,— рассуждает вице-президент Пробизнесбанка Ярослав Алексеев.— Если идет массовый наплыв вкладчиков, то в этом случае санатор должен работать оперативно, а в случае с “Таврическим” очевидно, что работа с розничными клиентами не является ключевым бизнесом банка. С ключевыми клиентами, в первую очередь с “Ленэнерго”, санатор договорился, и теперь может не спеша решать остальные проблемы банка».