Злоба дня и романы с вечностью
Ольга Федянина о самых интересных драматических спектаклях на фестивале «Золотая маска»
В программе драматических театров на фестивале «Золотая маска» в этом году, кажется, нет очень уж больших неожиданностей . Вообще афиша получилась на редкость уравновешенной: представлены все поколения и жанры – от классики русского репертуарного театра до северного этнического музыкального перформанса. Weekend выбрал шесть спектаклей-номинантов, которые стоит увидеть
«Вишневый сад»
Режиссер Лев ДодинМалый драматический театр — Театр Европы, Санкт-Петербург
Лев Додин поставил "Вишневый сад" так, будто это не пьеса, а огромный роман, сконцентрированный в трехчасовое действие. От романа здесь протяженность человеческих судеб, исторический "воздух", окружающий героев. От романа — необычайная детальная выверенность актерских работ Елизаветы Боярской, Ксении Раппопорт, Даниила Козловского, каждый из которых в этом году отмечен номинацией "Золотой маски". Спектакль — своего рода глобальная, всеохватная метафора, апокалипсис на фоне утопии: персонажам не находится места на сцене — играют в партере, среди кресел. А за спинами у них — опустевшая сцена и невероятные кинокадры, снятые оператором Алишером Хамиджоджаевым в самом большом вишневом саду Европы под Штутгартом в дни его цветения. Режиссеру и его протагонистам удается добиться того, что каждый зритель начинает ощущать потерю вишневого сада как свою собственную, личную утрату — а вовсе не как нелепый и грустный эпизод из жизни непрактичных помещиков исчезнувшей эпохи.
МХТ им. А.П. Чехова, Основная сцена, 27, 28, 29 марта, 19.00
«Карамазовы»
Режиссер Константин БогомоловМХТ им. А.П. Чехова, Москва
Постановка, обозначенная в программке как "фантазии режиссера Константина Богомолова на тему романа Федора Достоевского",— безусловно самый монументальный московский вклад в нынешнюю программу "Маски". Монументальный во всех отношениях. Четыре с половиной часа сценического времени — огромный романный объем, разъятый режиссером на сюжеты и лейтмотивы и заново собранный в своего рода антологию российского "нуара", в котором все так страшно, что уже и смешно. Травестируя жизнь города Скотопригоньевска, украшая ее аксессуарами разных эпох, режиссер создает вполне созвучное Достоевскому пространство гегелевской "дурной бесконечности", в которой все со всем уживается, зато ни конца, ни начала не видно. Правда, в отличие от Достоевского Богомолов не видит в этом скотопригоньевском круговороте ни религиозных, ни философских, ни гуманистических просветов. Так что его спектакль можно было бы назвать безнадежным, если бы только он не был таким увлекательным.
МХТ им. А.П. Чехова, 30 марта, 19.00
«Присутствие»
Режиссер Семен АлександровскийТеатр на Таганке, Москва
Сезонный контракт молодой и интересной "Группы юбилейного года" в Театре на Таганке оставил после себя несколько спектаклей с неясной судьбой. Будет ли новый директор заинтересован в их дальнейшей жизни в репертуаре, пока неизвестно. А тем временем появилась возможность увидеть самый, пожалуй, яркий спектакль "Группы юбилейного года", который оказался на "Маске" в номинации "Эксперимент". В "Присутствии" Семена Александровского молодые актеры встречаются и вступают в диалог с первым спектаклем Театра на Таганке, легендарным "Добрым человеком из Сезуана". Игра разворачивается между живыми актерами и спектаклем на кинопленке. С экрана к залу и к партнерам обращаются будущие театральные кумиры, а пока еще такие же молодые актеры — и сегодняшние исполнители на сцене откликаются на импульсы старого спектакля. В результате этой встречи создается необычайно живое сплетение эмоций и воспоминаний, эфемерное и реальное в одно и то же время.
Театральный центр "На Страстном", 9 апреля, 15.00, 19.00
«Согласный/Несогласный»
Режиссер Андреас Мерц-РайковТеатр-Театр, Пермь
Андреас Мерц, режиссер из Германии, успешно работающий в Восточной Европе, поставил один из самых сложных текстов Бертольта Брехта — как выяснилось, даже перевода этой дилогии так называемых "школьных" или "дидактических" пьес на русский язык до сих пор не существовало. Для русской сцены брехтианская традиция до сих пор достаточно экзотична — она обращается сначала к мозгу зрителя, а потом уж, через мозг, к его эмоциям. Ранние дидактические пьесы — квинтэссенция этого жанра. В форме лаконичного диспута, временами переходящего в мелодекламацию под музыку Курта Вайля, вживую исполненную на сцене дуэтом фортепиано и виолончели, выясняется вопрос о том, что делать обществу с отдельным индивидуумом, и наоборот. Спектакль — дидактическая дилогия, а это значит, что одна и та же неумолимая логика, примененная дважды, приводит одну и ту же ситуацию к двум разным финалам. Вы не поверите, это невероятно увлекательно.
Центр им. Вс. Мейерхольда, 10 апреля, 19.00; 11 апреля, 16.00
«KILL»
Режиссер Тимофей КулябинТеатр "Красный факел", Новосибирск
Пока в Новосибирске продолжаются страсти по вагнеровскому "Тангейзеру", хорошо бы вспомнить, что поставивший его Тимофей Кулябин вообще-то режиссер драматического театра, известный своевольными интерпретациями классики. На прошлой "Маске" был замечен и отмечен его "Онегин", в этом году зритель увидит вариацию на тему "Коварства и любви" Шиллера, в которой много отступлений от авторского текста, но при этом сохранена верность авторскому духу, если понимать Шиллера как драматурга, который в любом сюжете описывает прежде всего здесь и сейчас. Кулябин создает очень яркую и при этом сложно устроенную версию шиллеровской истории, в которой и коварство, и любовь — только маскировка, побочный эффект нескольких личных драм и душевных трагедий современных людей, которым проще умереть, чем услышать друг друга по-настоящему.
Театр им. Евг. Вахтангова, 15 апреля, 19.00
«Гамлет. Коллаж»
Режиссер Робер ЛепажТеатр наций, Москва
Пожалуй, самый обаятельный московский спектакль прошлого сезона — сложный замысел, виртуозное исполнение при совершенной ясности результата. Евгений Миронов, заключенный в комнату-куб, вращающуюся над сценой во всех плоскостях, в одиночку исполняет всех персонажей шекспировской пьесы. Они — плод фантазии героя или его душевного расстройства. Но главное — плод мастерства, которое в данном случае по справедливости нужно называть не актерским, а лицедейским. Гамлет, Клавдий, Гертруда, Полоний, Лаэрт, Офелия — Миронов буквально "перетекает" из одного своего создания в другое, не теряя не только равновесия, но и ежесекундной точности жеста и интонации. История, созданная великим Лепажем с конгениальным исполнителем,— о том, как несвобода человека, заточенного во вселенную, похожую на тюремную камеру или больничную палату, оборачивается свободой игры, свободой лицедейства, для которого не существует никаких стен и границ.
Театр наций, 16 и 17 апреля, 19.00