Отречение спикера
Вячеслав Макаров и пресс-служба городского парламента запутались в показаниях
В Законодательном собрании Петербурга продолжает развиваться скандал, вызванный ужесточением правил прохода журналистов. Вчера работников СМИ, которые решили прийти на заседание ЗакСа в футболках с надписью "Нет цензуре!", не пустили в здание. При этом спикер городского парламента Вячеслав Макаров отрекся от изменений положения о режиме работы в Мариинском дворце, которые пресс-служба ЗакСа еще в понедельник показала корреспондентам, уверяя, что подписал их именно глава палаты. Между тем оппозиционные депутаты считают, что порядок работы СМИ во дворце должен утверждаться постановлением ЗакСа, а не единоличным решением спикера.
О новом порядке прохода журналистов в здание городского парламента стало известно на прошлой неделе. Стоит отметить, что у работников прессы, которые часто бывают в ЗакСе, есть постоянная аккредитация (закатанная в пластик карточка с фотографией, которую перевыпускают раз в год), а остальным приходится заказывать разовые пропуски. 12 марта полицейский на проходной заявил корреспонденту "Ъ", что ему следует зайти в пресс-службу. Там в специальную тетрадь записали фамилию журналиста, цель, с которой он пришел, и предположительное время ухода, сообщив, что отныне корреспонденты всегда должны будут отчитываться, зачем приходят в Мариинский дворец. Сообщение корреспондента об этом в социальных сетях вызвало бурную реакцию коллег, и 16 марта пресс-служба ЗакСа вынуждена была пояснить, что порядок прохода журналистов в здание действительно "уточнен". При этом прессе показали бумагу без подписей и печатей, заявив, что это выдержка из Положения о режиме работы в здании Мариинского дворца, измененного распоряжением спикера ЗакСа Вячеслава Макарова от 12 марта. Поправки гласили, что журналистам, имеющим постоянную аккредитацию, теперь следует каждый раз по приходе в парламент заходить в пресс-службу, а те, кто проходит по разовым пропускам, могут перемещаться по зданию только в сопровождении сотрудника пресс-службы. Журналистам запретили фотографировать и ксерокопировать эту бумагу, заявив, что данное положение является внутренним документом ЗакСа.
При этом в кулуарах ЗакСа утверждали, что данная инициатива исходит от начальника управления материально-технического обеспечения аппарата парламента Алены Кукушкиной, которую одни называют племянницей господина Макарова, другие — племянницей его друга, третьи — женой племянника. Вероятно, нововведение стало следствием недавних скандалов с появлением открыток к 23 февраля за подписью председателя ЗакСа, на которых были перепутаны цвета российского флага (да так, что получилось знамя протектората Богемии и Моравии — дочернего государства Третьего рейха), и с визитом в Мариинский дворец ненецкого шамана Николая Талеева, широко освещенными в СМИ. Источники, близкие к ЗакСу, не исключали, что Вячеслав Макаров мог поручить ужесточить порядок прохода журналистов во дворец, чтобы затруднить им получение инсайдерской информации, а конкретные меры вполне могла придумать госпожа Кукушкина.
Союз журналистов Петербурга и Ленинградской области в понедельник выразил недоумение по данному поводу, а секретарь правления Союза, депутат ЗакСа от "Справедливой России" Марина Шишкина на следующий день довела позицию медиасообщества до господина Макарова. Вчера несколько сотрудников СМИ пришли на заседание парламента в футболках с надписью "Нет цензуре!", но в здание их пропустили только после того, как они сняли крамольные предметы одежды (впрочем, внутри некоторые снова их надели).
Однако в ответ на вопрос, что стало причиной изменения правил прохода в ЗакС, Вячеслав Макаров заявил журналистам, что "никаких документов" не подписывал. "Пока я председатель Законодательного собрания, несущий полную ответственность за режим, за пропускную службу, за состояние контрольно-пропускной службы — за все, что происходит в Законодательном собрании, никогда не было, нет и не будет ограничения прав журналистов", — пообещал он.
Поскольку другие депутаты заявили, что не видели поправок в Положение о режиме работы в здании Мариинского дворца, выяснить, кто говорит правду, спикер или пресс-служба, затруднительно. Однако глава фракции "Яблоко" Григорий Явлинский посоветовал руководству ЗакСа в работе с прессой брать пример с Государственной думы. "Любой депутат, любая фракция может организовать в здании Государственной думы пресс-конференцию, хоть каждый день, хоть на целый день. Разговаривать может любой депутат с любым журналистом на любые темы. Журналисты могут задавать любые вопросы", — подчеркнул "яблочник".
А лидер фракции "Справедливая Россия" Алексей Ковалев заявил журналистам, что, по его мнению, порядок работы в ЗакСе должен утверждаться постановлением палаты, а не единоличным распоряжением спикера. "У нас вообще нет такого решения, нет никакого регламента. У нас есть регламент только заседаний, — подчеркнул "справоросс". — Мы много лет требовали, чтобы он был принят. Но понятно, что это не выгодно ни одному из руководителей Законодательного собрания". В связи с этим господин Ковалев даже обратился в прокуратуру города с жалобой, что ЗакС нарушает закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", который предписывает региональным парламентам утверждать регламенты своей работы постановлениями. "Я надеюсь, что руководство Законодательного собрания действительно займет разумную позицию. Потому что на пустом месте устроить такой скандал — это надо постараться", — добавил "справоросс".
Стоит отметить, что в Смольном (в отличие от ЗакСа, его охраняет не полиция, а ФСО) при губернаторе Георгии Полтавченко правила прохода журналистов также ужесточились. В частности, теперь на каждое мероприятие с участием градоначальника нужно аккредитоваться отдельно даже тем, у кого есть постоянная аккредитация. Из-за этого в ноябре позапрошлого года корреспондентов "Ъ" и портала dp.ru не пустили на встречу господина Полтавченко с представителями национальных диаспор. В пресс-службе Смольного утверждали, что заранее присылали им анонс этого совещания, и те сами виноваты, что не аккредитовались, хотя журналисты такого письма в своих электронных ящиках не обнаружили.