Imperial наносят ответный удар
«Донской табак» обогнал британского производителя
Единственный крупный отечественный производитель сигарет «Донской табак» Ивана Саввиди по итогам 2014 года сумел потеснить по объему продаж в России британскую Imperial Tobacco и таким образом переместился с пятого на четвертое место в рейтинге крупнейших табачных компаний. Последние несколько лет Imperial считалась одним из вероятных покупателей «Донского табака». Впрочем, бессменная тройка лидеров — JTI, Philip Morris и BAT — по-прежнему недосягаема.
В 2014 году доля Imperial Tobacco (Davidoff, R1) в России в натуральном выражении сократилась на 0,3 п.п., до 6,8%. В то же время ее ближайший конкурент «Донской табак» (Richmond, Senator) за год увеличил долю на 0,43 п.п., до 7,03%. Такие данные содержатся в имеющемся в распоряжении „Ъ“ рейтинге Nielsen (его подлинность подтвердили два участника рынка). В результате Imperial опустилась на пятое место рейтинга крупнейших табачных компаний, а «Донской табак», напротив, поднялся на четвертую строчку (см. таблицу).
Гендиректор группы «Агроком» (в которую входят активы Ивана Саввиди, включая «Донской табак») Сергей Сапотницкий говорит, что «Донскому табаку» удалось в прошлом году сохранить объемы продаж сигарет на российском рынке на уровне 2013 года — около 27 млрд штук. «Мы считаем, что наша доля даже выше, чем показывает Nielsen»,— отмечает он. Philip Morris International (Marlboro, L&M) в своем отчете оценивала общий объем российского табачного рынка в 2014 году в 310,6 млрд сигарет, что на 9,2% меньше уровня 2013 года. Исходя из этого, прошлогодняя доля «Донского табака» могла быть 8,7%. «В прошлом году наши продажи, как и рынок, сокращались в тех регионах, где у нас исторически были сильные позиции, в частности на юге страны,— рассказывает господин Сапотницкий.— Однако нам удалось заместить выпадение этих объемов за счет развития дистрибуции на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке и в некоторых регионах Поволжья».
Получить комментарии от Imperial Tobacco вчера не удалось. В своем отчете за 2014 год компания не раскрыла конкретных цифр по России, однако отметила, что ее результаты были «подорваны сложными торговыми условиями», связанными с ростом акциза и появлением новых изменений в регулировании отрасли. По данным Сергея Сапотницкого, который также ссылается на Nielsen, продажи Imperial в прошлом году в России сократились более чем на 10%.
Главный редактор отраслевой медиагруппы «Русский табак» Максим Королев, ссылаясь на Росстат, говорит, что в прошлом году «Донской табак» снизил объем производства на 9,1%, до 34 млрд штук, тогда как две российские фабрики Imperial, напротив, увеличили его суммарно на 3,2%, до 37 млрд штук. «Возможно, эти данные пока не нашли отражения в исследовании Nielsen и проявятся уже в текущем году»,— отмечает господин Королев. Господин Сапотницкий в свою очередь говорит, что из материалов Росстата видно, что Imperial в прошлом году произвела больше, чем продала, что может свидетельствовать о больших запасах продукции на начало года: «Им их может хватить до середины лета».
Последние несколько лет Imperial Tobacco называлась одним из претендентов на покупку «Донского табака», являющегося последним крупным отечественным производителем сигарет. В марте прошлого года агентство Bloomberg сообщало, что «Донской табак» привлек банк JP Morgan Chase для поиска покупателя, также указывая, что им может стать Imperial. Господин Саввиди еще в 2011 году в разговоре с „Ъ“ не исключал возможности продажи табачного бизнеса, однако переговоры с потенциальными инвесторами не комментировал.