Цена вопроса
Директор макрорегиона «Юг» портала HeadHunter Ирина Веретенникова
В условиях кризиса конкуренция за рабочие места, безусловно, возросла. В январе 2015 года в Воронежской области было опубликовано на 19% вакансий меньше, а резюме — на 18% больше, чем в январе 2014-го. Такой рост резюме от года к году можно было бы назвать нормальным, если бы не одновременное падение числа вакансий. В январе в Воронеже пришлось 6,1 резюме на одну актуальную вакансию. Между тем еще в сентябре-октябре этот показатель был чуть больше 4.
Наиболее оптимистичный показатель роста числа вакансий (на 28% к январю 2014 года) отмечается в Белгородской области, но он нивелируется отставанием от показателя роста количества резюме (30%). Соотношение количества резюме на одну актуальную вакансию составило 6,4. В Курской области этот показатель составил 5,8 при росте количества резюме на 22%, а вакансий — всего на 4%. В Липецке при падении числа вакансий (на 4%) и высоком росте количества резюме (27%) приходится 5,7 резюме на вакансию. В Орловской области показатель составил 5,3 (рост числа резюме на 19%, вакансий — на 4%). Наиболее низкий показатель количества резюме на вакансию наблюдается в Тамбовской области (4,3), где рост числа резюме отмечается на уровне 18%, а вакансий — на 8%.
Но даже в нынешних условиях есть профессиональные отрасли, где сохраняется конкуренция за соискателя. Так, в IT-сфере на одну вакансию в Воронеже приходится только три резюме, в медицинской сфере — 2,5 резюме, в продажах — 3,7. Для сравнения: на вакансию для студентов и начинающих специалистов приходится 14,6 резюме, в сфере бухгалтерии и управленческого учета — 6,5 резюме, в производстве — 5,4. Тут стоит напомнить, что руководство Воронежской области ведет активную работу по созданию аграрного и IT-кластеров. Это, как мы видим, положительно сказывается и на рынке труда: в результате количество вакансий в отраслях резко возрастает. Кроме того, региональные власти развивают программы поддержки трудоустройства, которые демонстрируют хорошую эффективность. Важно, чтобы эти программы широко освещались.
В нестабильных экономических условиях компании будут стремиться к оптимизации всех затрат и повышению эффективности. Коснется это и персонала. Но оптимизация не означает массовых сокращений: компании могут решать вопрос по-разному. Например, возможно изменение системы мотивации, отказ от премий на период нестабильности, вывод части сотрудников за штат, частичный переход на аутсорсинг. Только в пятой части компаний говорят о планируемом сокращении персонала. Столько же планируют не изменять численность персонала, а каждая четвертая компания (26%) планирует увеличить штат. В 27% компаний говорят, что изменения численности персонала будут точечными в зависимости уровня работников и сферы деятельности.
По данным Банка данных заработных плат HeadHunter, только 5% компаний в России планируют сокращение зарплат, между тем 13% планируют их увеличивать. Большинство компаний (45%) предполагает не изменять оклады в ближайшие месяцы. Впрочем, покупательская способность неиндексированных зарплат в последние несколько месяцев снизилась.