Тереза Мавика: мы делаем акцент на образование
Директор фонда "Виктория — искусство быть современным" о новом здании в Венеции и планах на будущее
Проект современное искусство
Фонд "Виктория — искусство быть современным" объявил об открытии новой площадки в Венеции, которая станет первым постоянным представительством какой-либо организации из России помимо официального русского павильона и первой частной площадкой в городе биеннале, созданной на русские деньги. ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ узнал у директора фонда ТЕРЕЗЫ МАВИКИ подробности об итальянских и российских проектах "Виктории".
— Что за площадку вы открываете в Венеции?
— Фонд "Виктория — искусство быть современным", принадлежащий Леониду Михельсону, уже пять лет присутствует в Венеции. Мы занимаемся продюсированием художников здесь, в России, и обеспечиваем им присутствие на Западе, потому что возможностей у них мало. Для меня это важно, потому что я человек Запада и для меня совершенно ясно, что там очень мало знают о том, что происходит здесь. Для того чтобы изменить эту ситуацию, мы решили открыть представительство — и где еще, если не в Венеции? Мы арендовали пространство на Джудекке, и выбор места был осознанным: мы хотели уйти подальше от Гранд-канала, чтобы никто не говорил: "Вот опять приехали русские и хвастаются своим центровым положением". В начале последнего года нашей деятельности я пришла к господину Михельсону и сказала, что аренда заканчивается и из Венеции можно уезжать. Тем более к тому времени у господина Михельсона уже появились планы открыть пространство в Москве, и надо было сконцентрировать интеллектуальные ресурсы. Но аппетит, как говорится, приходит во время еды: ему было видно, что на основе венецианской площадки развиваются международные связи, контакты с музеями и художниками — в общем, какие-то эффекты побочные от нашей деятельности стали наблюдаться. Подумав, он сказал, что уехать сейчас — неправильное решение.
— И как вы нашли выход?
— Президент порта Венеции очень любит наши выставки, на все ходит, мы дружим, и он рассказал, что администрация порта проводит тендер на одно интересное здание в районе Дзаттере. А Дзаттере — это самое лучшее место для культурной институции, которое только можно придумать. Набережная так и называется "проспект Искусств", на нем располагается, в частности, Пунта-делла-Догана — площадка Франсуа Пино. Нам дают право на аренду сроком на 18 лет с возможностью продления и с обязательством реставрировать здание.
— Разработана ли программа, общая концепция новой площадки?
— О подробной программе пока рано говорить, поскольку ключи от здания мы получили только 5 марта. Одно могу сказать точно: она не будет вторым павильоном России. Кроме того, мы не собираемся просто показывать там коллекцию Леонида Михельсона. Акцент стоит на образование, а не на выставку как самоцель.