Стоп машинам
Уральские автодилеры подготовились к изменениям на рынке
Для уральских дилеров информация о прекращении южнокорейским брендом SsangYong поставок в Россию новых автомобилей и об уходе с рынка брендов GM Chevrolet и Opel стала неприятным сюрпризом. Однако многие из них с прошлого года предприняли превентивные меры в виде оптимизации и расширения портфеля новыми брендами. Эксперты не исключают, что теперь может обостриться конкуренция за франшизы оставшихся на рынке марок.
О приостановке новых поставок автомобилей SsangYong в Россию вчера заявил Reuters официальный представитель SsangYong Motor (принадлежит индийской компании «Mahindra Mahindra»). «Поставки приостановлены с января. И планов по возобновлению поставок нет до тех пор, пока не стабилизируется рубль», — сообщил он. Кроме того, накануне концерн General Motors заявил о сворачивании в России производства и продаж своих брендов Opel и Chevrolet.
В Екатеринбурге находятся три дилерских центра Chevrolet и Opel, пять — SsangYong. Согласно данным аналитического агентства «Auto-Dealer-Екатеринбург», за 2014 год продажи Chevrolet упали на 36% (с 5,1 тыс. машин до 3,2 тыс.), Opel — на 38% (с 3,5 тыс. до 2,2 тыс.), SsangYong — на 24% (с 1,1 тыс. до 800).
Опрошенные „Ъ” игроки авторынка признались, что не ожидали отказов брендов от российского рынка, но были готовы к такому развитию событий. «В прошлом году мы вели переговоры по строительству нового салона под Opel, но летом они приостановились. Сейчас мы проект заморозили, а когда валютные курсы стабилизируются, мы начнем поиск новых партнеров», — пояснил „Ъ” исполнительный директор «Римэкс моторс» (дилер Subaru и SsangYong) Вячеслав Анисимов. По его словам, не стали новостью для рынка и заявления SsangYong. «Об уходе с рынка тут не говорится. Мы уже связались с дистрибьюторами, которые нас заверили, что кроме наших собственных запасов, нам смогут отгрузить машин еще на три-четыре месяца», — отметил господин Анисимов. Правда, участники рынка пояснили, что речь идет не об экспортных моделях, а собранных в России на заводах дистрибьютора Sollers — Kyron и Actyon. «Rexton, Actyon Sports и Stavic завозятся из Кореи, их заказать сейчас у дилеров вряд ли удастся. Но ситуация может нормализоваться уже к лету, когда SsangYong Motor может создать свое подразделение в России (на рынке обсуждается возможность расторжения договора между Sollers и SsangYong. — „Ъ”), ведь для компании этот рынок составляет 25% производства», — отметил собеседник „Ъ”, знакомый с ситуацией на рынке.
В тяжелом положении оказались лишь монобрендовые салоны. В частности, автоцентр «Глазурит» (занимается продажами Chevrolet, Opel и Cadillac). В приемной компании заявили, что руководство с прессой общаться категорически не намерено. «У нас хорошие запасы Chevrolet на складе, до лета будем заниматься распродажей остатков», — заявили в отделе продаж «Глазурита». По сведениям „Ъ”, в январе в автоцентре уже произошло значительное сокращение персонала.
По данным группы компаний «Автобан» (кроме GM занимаются продажами Renault, VW и китайских брендов), скидки на автомобили уходящих с рынка марок составляют 80–150 тыс. рублей. «Мы будем оказывать сервисное обслуживание всех автомобилей, а детали будут поставляться в Россию еще 10 лет», — отметили в «Автобане», подчеркнув, что свои салоны закрывать не планируют.
О заблаговременной подготовке к кризису рассказал управляющий партнер ГК «Авантайм-Британия-Конкорд-Уралфрансавто-Нормандия» (бренды Peugeot, Citroën, Land Rover, Jaguar) Григорий Балакин. «Мы начали проводить оптимизацию расходов в прошлом году, учитывая, что бренды Peugeot и Citroën падали, также как и Chevrolet и Opel. В итоге мы занялись расширением нашего портфеля. В частности, у нас появится новый бренд — Volvo», — отметил господин Балакин.
Эксперты считают, что в ближайший год в Екатеринбурге начнется борьба за получение дилерства среди участников рынка. «Единственным выходом у компаний является только получение в свой портфель новых брендов. Но это будет крайне тяжело, так как рынок уже довольно насыщен существующими игроками. Вообще, чтобы поднять отрасль, действовать должны не дилеры, а правительство. Во-первых, решить вопросы с автокредитами и довести их с уровня 30% хотя бы до 13–15%. А также снизить ставки по кредитам для бизнеса», — отметил директор агентства «Auto-Dealer-Екатеринбург» Михаил Чаплыгин.