Помощникам чеченского полпреда присудили поражение в схватке с полицией
Представителя Рамзана Кадырова на Украине ищут в России
Хамовнический райсуд Москвы вчера вынес приговор по скандально известному уголовному делу — о применении насилия к полицейским, которые пытались задержать полпреда главы Чечни на Украине Рамзана Цицулаева. Сроки от одного года до трех с половиной лет получили трое помощников полпреда. Сам он находится в розыске.
Главным доказательством обвинения стала видеозапись инцидента, происшедшего 19 ноября прошлого года в ресторане отеля "Золотое кольцо". В тот день полпред Цицулаев встречался там с Марией Новиковой — супругой владельца и основателя платежной системы Delta Key Андрея Новикова, арестованного по обвинению в вымогательстве и похищении человека.
Несмотря на низкое качество записи камеры видеонаблюдения, на ней видно, что Рамзан Цицулаев взял у просительницы объемистый конверт и положил его во внутренний карман пиджака. В этот момент два молодых человека в костюмах, ужинавшие за соседним столиком, резко бросились к полпреду, схватив его за руки, но им помешали брат полпреда Саламбек Цицулаев, племянник Амир Сагаитов и охранник Дмитрий Ткаченко. Все они сидели за другим столиком, а затем ринулись на защиту босса.
Как было установлено судом, полпред заблокировал одного из нападавших. Его брат Саламбек — бывший участковый, приехавший в "Золотое кольцо" просто повидаться с родственником, положил на лопатки второго, но продолжал какие-то манипуляции с его одеждой — по версии следствия, отставной милиционер рассчитывал захватить соперника на удушающий прием.
Охранник Рамзана Цицулаева Ткаченко — бывший боец украинского спецназа "Беркут", имеющий рост около 2 м и вес далеко за сотню килограммов,— активного участия в схватке не принял. Он просто поднимал мужчин с пола и разносил их в разные стороны. В свою очередь, Амир Сагаитов в суматохе успел несколько раз ударить оппонентов кулаками и даже ногами.
Буквально через минуту после начала схватки в зал ворвалась группа крепких молодых людей. Они без особого труда положили лицами вниз свиту полпреда, надев на всех наручники. Рамзана Цицулаева среди них не оказалось. Как вспоминали позже участники событий, сразу после начала драки посетители ресторана, среди которых был полпред, бросились на выход. На улице Цицулаев сел в поджидавший его автомобиль и уехал на нем в Чечню.
Отметим, что встреча полпреда с Марией Новиковой проходила под негласным контролем оперативников ГУ МВД по Москве. Дело в том, что Новикова рассчитывала с помощью Рамзана Цицулаева добиться освобождения своего мужа из СИЗО. Она передала ему €50 тыс., на которые, как сообщил ей полпред, были наняты лучшие адвокаты для ее мужа. Но, поскольку тот так и остался под стражей, женщина решила, что чеченец ее обманывает, и обратилась с заявлением в полицию.
Учитывая, что перед встречей в "Золотом кольце" разговор шел о следующем платеже за освобождение Андрея Новикова, оперативники предоставили заявительнице так называемую куклу — упаковку из двух купюр по €100, проложенную изнутри пачкой резаной бумаги. Однако вести в ресторан пусть и переодетых в гражданское спецназовцев руководители операции посчитали слишком рискованным. В связи с этим ее участники разделились на две группы. В первую группу — наблюдения — вошли майор и подполковник, ставшие потом потерпевшими по уголовному делу. Они должны были сидеть за соседним столиком и контролировать момент передачи подозреваемому "куклы". Группа захвата расположилась в другом зале отеля, ожидая команды от коллег.
Но мероприятие пошло наперекосяк из-за плохой мобильной связи в помещении ресторана. Как пояснили суду потерпевшие, увидев, что полпред положил упаковку в карман, они начали отправлять группе захвата оговоренное SMS-сообщение, но оно не проходило. Когда Рамзан Цицулаев вытащил "куклу" из пиджака, полицейские решили, что операция под угрозой срыва, и сами попытались задержать полпреда.
Приняв к сведению доводы всех сторон, Хамовнический суд несколько смягчил сделанные в обвинительном заключении СКР выводы. Так, например, было установлено, что удары племянника полпреда не нанесли даже легкого вреда здоровью полицейских. Из обвинения была исключена и формулировка об "унижении чести и достоинства сотрудников полиции". Не признал суд и версию следствия о том, что Рамзан Цицулаев являлся организатором "применения насилия к полицейским" (ст. 318 УК РФ). По мнению суда, полпред боролся с полицейскими наравне с членами своей свиты — то есть был обычным исполнителем преступления. Поскольку допросить чиновника следователи до сих пор не могут, его уголовное дело было объединено с уголовным делом об "особо крупном мошенничестве" в отношении Марии Новиковой (ч. 4 ст. 159 УК РФ) и выделено в отдельное производство. Чеченский полпред, получивший известность благодаря своему участию в освобождении журналистов LifeNews, захваченных на Украине, объявлен в розыск.
Между тем его помощники получили реальные сроки. Больше остальных — три с половиной года колонии — суд назначил племяннику полпреда. Примиритель Ткаченко отделался минимальным сроком — один год, а брат полпреда получил три года за попытку задушить оперативника.
Как заявил "Ъ" адвокат Цицулаева Артем Сарбашев, приговор будет обжалован. По версии защиты, оперативники были в гражданке, не показывали своих удостоверений и не выдвигали никаких требований, поэтому Рамзан Цицулаев и его люди восприняли захват как нападение хулиганов и стали сопротивляться. "Полицейских не смог идентифицировать даже охранник "Золотого кольца", случайно оказавшийся возле места потасовки,— отметил защитник Сарбашев.— Этот человек, дававший показания в суде, сообщил, что воспринял инцидент как бытовую ссору двух подвыпивших компаний и тут же стал вызывать по телефону полицию. Спецназовец, по словам этого свидетеля, повалил его на пол как раз в тот момент, когда он сообщал дежурному по райотделу полиции причину своего звонка".