Ушли по-американски
GM прекратил сотрудничество с ГАЗом в одностороннем порядке
В ответ на официальное заявление General Motors о прекращении контрактной сборки Chevrolet Aveo на Горьковском автозаводе в «Группе ГАЗ» заявили, что не получали уведомления о досрочном расторжении контракта, действующего до конца 2016 года. Стороны инвестировали в проект $29 млн, и, по мнению аналитиков, теперь ГАЗ может претендовать на компенсационные выплаты со стороны GM. В свою очередь нижегородские дилеры GM готовятся заменить бренды концерна на другие, но найти альтернативу в условиях падающего рынка, по мнению экспертов, будет сложно.
Согласно официальному сообщению General Motors, контрактная сборка автомобилей Chevrolet Aveo прекратится на ГАЗе до конца года. Концерн уже остановил производство на калининградском «Автоторе» и планирует законсервировать свой завод в Петербурге. Среди производственных активов в России у GM остается только проект с АвтоВАЗом по выпуску Chevrolet Niva, но работы над обновленной версией этого автомобиля также замораживаются. В дилерской сети в России GM теперь планирует продавать только автомобили премиум-класса (линейки Cadillac, а также Chevrolet Tahoe, Camaro и Corvette), а все остальные модели Chevrolet, а также Opel поставляться не будут. Изменение бизнес-модели в России в концерне объясняют недостаточным уровнем локализации выпускаемых здесь автомобилей и общей ситуацией на рынке (за январь-февраль продажи GM в России упали почти на 75%), которая не оправдывает серьезных инвестиций.
В «Группе ГАЗ» вчера сообщили, что производство Chevrolet Aveo не остановлено: в холдинге не получали официального уведомления концерна о вероятности досрочного прекращения сотрудничества и узнали об этом из СМИ. По данным группы, контракт действует до конца 2016 года и «предполагает выполнение финансовых обязательств американского партнера».
Контрактная сборка Chevrolet Aveo стартовала на ГАЗе в феврале 2013 года. В запуск производственной линии мощностью 150 автомобилей в день партнеры вложили $29 млн. Руководство «Группы ГАЗ» тогда заявляло, что в 2013 году будет собрано 25–30 тыс. Chevrolet Aveo, и не исключало расширения модельного ряда. Сколько Chevrolet Aveo в итоге было собрано, в холдинге не раскрывают.
В целом с закрытием российских заводов и сборочных линий, по данным GM, будет сокращено около 1 тыс. сотрудников. Сколько человек было занято в контрактной сборке на ГАЗе, стороны не раскрывают. Но в правительстве Нижегородской области вчера предостерегли от скоропалительных выводов в этом плане: «Контракт действует до конца 2016 года, официального подтверждения отказа от него на данный момент не поступало. Так что о высвобождении людей говорить преждевременно». По словам собеседника „Ъ“, даже если это случится, в регионе сейчас требуется порядка 12 тыс. сотрудников рабочих специальностей: «Несколько предприятий обрабатывающей отрасли планируют увеличивать численность рабочих. Только один Нижегородский машзавод в течение 2015–2016 годов планирует набрать более 3 тыс. сотрудников».
Собственно на ГАЗе с уходом GM ситуация кардинально не изменится, считает аналитик «ВТБ-Капитала» Владимир Беспалов: «Контракт был заключен на четыре года и не предусматривал больших объемов производства». Эксперт не исключает, что «Группа ГАЗ», которая также вкладывала средства в запуск проекта, может получить компенсационные выплаты от GM, если этот механизм прописан в контракте.
Дилеры Chevrolet и Opel в Нижнем («Луидор-Авто», «Нижегородец» и «Центр-Авто») заверили „Ъ“, что сервисное обслуживание ранее проданных автомобилей сохранится. «Конечно, для нас потеря двух брендов — вещь неприятная, но не критичная. Клиентам беспокоиться не о чем, а нам придется искать замену этим брендам», — отметил совладелец «Нижегородца» Владимир Гойхман. В «Центр-Авто» „Ъ“ сообщили, что автомобили будут продаваться минимум до конца года: «Заводы консервируются не быстро, и в России производителю необходимо будет реализовать еще несколько тысяч как уже собранных автомобилей, так и тех, что будут собираться из закупленных машинокомплектов», — отметили в компании, также не исключив переориентации на другие бренды.
Директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков полагает, что найти замену Chevrolet и Opel в условиях падающего рынка будет непросто: «Если в прошлом году в России было продано порядка 2,5 млн автомобилей, то в 2015 году мы ждем сокращения на 40%, то есть до 1,5 млн. При этом по всем брендам дилерская сеть уже построена, и дилерам GM будет сложно найти на свои площади другие бренды, хотя можно посмотреть в сторону китайских автомобилей и продукции АвтоВАЗа». По мнению аналитика, дилеры GM могут также переориентироваться на продажу подержанных автомобилей или открыть мультибрендовые сервисные центры: «В Москве и регионах уже есть несколько дилерских центров, которые специализируются на вторичных продажах, и они в 2014 году показали прирост от 30–40% до 100%».