Фитнес отжимает ставки
Клубы добиваются снижения арендных платежей
Из-за падения спроса на свои услуги до 20% участники фитнес-индустрии добиваются пересмотра ставок аренды. В противном случае, предупреждают фитнес-клубы, ими может быть принято решение о закрытии клубов. В этом случае, договорились компании, остальные операторы обязуются не занимать освободившиеся места. Ранее аналогичное соглашение подписывали столичные рестораторы.
Нестабильность экономической ситуации в России негативно сказалась на бизнесе операторов фитнес-индустрии, следует из меморандума, который подписали X-Fit, World Gym, "Зебра", Orange Fitness (City Fitness) и Fitness Holding. Объем продажи услуг в фитнес-клубах по всей стране снизился примерно на 20%, а изменившиеся условия работы с банками и поставщиками ставят под вопрос экономическую целесообразность их деятельности. "В сложившейся ситуации переговоры арендодателя и арендатора, когда арендодатель готов обсуждать только докризисные ставки аренды, приводят к тому, что продолжение работы в существующих проектах, равно как и открытие новых проектов, становится невозможным по причине их нерентабельности",— говорится в меморандуме. При сохранении текущей арендной платы, предупреждают фитнес-клубы, ими может быть принято решение о закрытии клубов: "В этом случае другие фитнес-операторы не займут освободившееся место".
Ставки для фитнес-клубов относительно других профилей арендаторов всегда были очень лояльными — на уровне $200-300 за 1 кв. м в год, в исключительных случаях — около $400, говорит начальник отдела стрит-ритейла компании JLL Светлана Ярова. "Фитнес, столовые, кинотеатры всегда воспринимались как социальная инфраструктура, и условия для них были соответствующие",— поясняет она. Президент и член совета директоров X-Fit Group Георгий Летунов считает, что для нормального функционирования фитнес-клубов арендные ставки должны быть на 25-30% ниже текущих. X-Fit, говорит он, недавно был вынужден закрыть один клуб в Санкт-Петербурге (всего у оператора более 50 клубов в России, из которых 31 работает по франчайзингу). "В целом же по рынку ситуация такова, что наши коллеги уходят с нерентабельных площадок, ищут варианты оптимизации затрат и занимают выжидательную позицию",— сказал господин Летунов.
Кроме компаний, подписавших меморандум, есть и другие операторы рынка, которые поддержали документ и обязались выполнять его, отмечает господин Летунов: "С уверенностью могу сказать, что наши взгляды разделяет подавляющее большинство фитнес-операторов — более 70% точно". Совладелец "Русской фитнес группы" (управляет сетями World Class и "Физкульт") Максим Игнатьев говорит, что на уровне менеджмента шли обсуждения по поводу подписания меморандума, но по каким причинам компания не присоединилась к нему, не комментирует. "Проблема действительно для всех актуальна: давление ставок испытывают и фитнес-операторы, и розничные сети и т. д.",— соглашается господин Игнатьев. При этом, добавляет он, с 80% арендодателей все же удается находить компромисс.
Госпожа Ярова полагает, что бизнес фитнес-операторов сегодня страдает не только под влиянием кризиса, но и из-за изменения потребительских предпочтений, что связано с возможностью вести бесплатно здоровый образ жизни: так, например, в Москве появились беговые и велосипедные дорожки, скейт-парки, городские катки. "Фитнес-клубы, конечно, ощущают отток клиентов, в том числе из-за обострения конкуренции, но собственники объектов тоже должны зарабатывать",— говорит она. По ее мнению, практика подобных меморандумов, как попытка давления на рынок, работает до тех пор, пока не появляется игрок, который хочет воспользоваться сложившейся ситуацией. В декабре прошлого года члены Федерации рестораторов и отельеров России ("Чайхона N1", Ginza Project, Torro Grill, Starbucks, Novikov Group, "Якитория", "Кофемания", "Росинтер" — всего 30 рестораторов), подписывали аналогичное соглашение, обязуясь не занимать освободившиеся из-за высокой арендной ставки площади.