КС выдержал экзамен на знание башкирского
Он подтвердил, что кандидатам в главы Башкирии не обязательно знать два языка
Конституционный суд Башкирии отказал заявителю Рустаму Батталову в рассмотрении жалобы на несоответствие документов местного Центризбиркома республиканской Конституции. По мнению заявителя, на прошлогодних досрочных выборах главы республики ЦИК не предусмотрела проверку кандидатов на знание второго государственного языка республики. В КС ответили, что такой экзамен не обязателен: башкирским языком должен владеть непосредственно избранный глава региона, а не претендент на этот пост.
Конституционный суд Башкирии вчера опубликовал определение об отказе в принятии к рассмотрению жалобы некоего Рустама Батталова. Заявитель просил проверить на соответствие 86-й статье Конституции республики Порядка приема и проверки документов кандидатов на пост президента Башкирии, утвержденного ЦИКом Башкирии в июне прошлого года. На основании этого документа комиссия регистрировала претендентов на досрочных выборах главы республики. Статья, на которую указал заявитель, содержит требование, чтобы глава региона владел двумя государственными языками — русским и башкирским. Как сообщил в своем обращении господин Батталов, ЦИК в утвержденном порядке приема документов не предусмотрела проверку претендентов на знание государственных языков и не просила их представить подтверждение владения двумя языками. По мнению заявителя, это создало «неопределенность» в вопросе соответствия документа Конституции.
В отказе от рассмотрения заявления Рустама Батталова КС ссылается на закон «О языках народов Республики Башкортостан». Он указывает, что обязательное знание госязыков распространяется непосредственно уже на избранного главу региона, но не на кандидатов на эту должность. Проведение экзамена на знание языков, как следует из определения КС, привело бы «к необоснованному ограничению пассивного избирательного права граждан и тем самым нарушению принципа равенства на данной стадии избирательного процесса». Суд также ссылается на решение КС России от апреля 1998 года, в котором указано на необходимость обеспечивать избирательные права граждан «вне зависимости от требований к знанию языка». Отметим, что это решение КС РФ принял по обращению Госдумы после того, как на выборах президента Башкирии в 1998 году такой экзамен среди претендентов проводился. Такая попытка была предпринята и в 2003 году, когда тогдашний председатель ЦИК Барый Кинзягулов говорил о намерении создать экспертную группу лингвистов для проведения экзамена, но сделано этого не было.
Секретарь Центризбиркома республики Марина Долматова заявила „Ъ“ вчера, что для проведения такого экзамена «нет никаких законодательных оснований».
В КС уточнили, что свое обращение Рустам Батталов написал на башкирском языке, и сейчас секретариат суда готовит ему копию определения на этом же языке.
Оспариваться решения КС по закону не могут. Господин Батталов для комментариев вчера был недоступен: его телефон отсутствует в открытых источниках.
Юристы отмечают, что решения КС могут носить политический характер. «Законодательного механизма для оспаривания решений Конституционных судов нет, но как показывает практика, КС России порой меняет свое же толкование норм права,— говорит управляющий партнер судебного агентства «Барристер» Айдар Муллануров.— Так, во времена президентства Бориса Ельцина КС принял немало прогрессивных постановлений, по которым его позиция в последние годы изменилась».