Министры энергетики России и Украины вместе с Еврокомиссией проведут газовые переговоры в Брюсселе. В рамках встречи стороны обсудят летний пакет поставок российского газа Киеву. Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов ответил на вопросы ведущего "Коммерсантъ FM" Максима Митченкова.
Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ
Срок действия текущей скидки на топливо в $100 истекает 1 апреля. В первом квартале цена поставок на Украину — $329 за 1 тыс. куб. м. На встрече с главой "Газпрома" Алексеем Миллером премьер-министр Дмитрий Медведев отметил, что требования Украины по пересмотру цены на газ — это лишь политический пиар, топливо должно поставляться по действующему контракту.
— Стоит ли ожидать скорого соглашения по летнему пакету, как вы считаете?
— Я думаю, что это будет небыстрый процесс, я бы не ожидал какого-то внятного заключения 20 марта, потому что украинская сторона будет тянуть время, как она это любит делать. Тем более, здесь есть еще такой политический момент: если украинская сторона быстро соглашается на предложение российской стороны и фактически Еврокомиссии, потому что здесь Россия и Еврокомиссия, Евросоюз, выступают в тандеме, если она быстро соглашается, то ответственные люди, которые, ставят свои подписи, теряют политические очки, могут быть фактически уволены.
Достаточно вспомнить события конца прошлого года, когда подписание договоров о поставке электроэнергии, о поставке неких других энергоносителей из России приводили к тому, что люди на Украине, чиновники, теряли свои места. Этого никому не хочется, поэтому будут тянуть время, тем более у Украины сейчас тяжелая финансовая ситуация. Это не секрет, и это тоже надо учитывать.
— Сколько они могут тянуть время?
— Зная манеру переговоров украинской стороны — до бесконечности.
— До бесконечности не получится, надо все-таки газовые хранилища заполнять.
— Это технически надо заполнять, а люди, которые там сидят, по-моему, не думают о будущем, по крайней мере, ничто в их поступках не говорит о том, что они о будущем думают. Газовые хранилища, конечно, нужно заполнять, на самом деле, желательно подписать все эти соглашения 20 марта и соглашаться на скидку в $100 или около того будет. Я подозреваю, что тянуть будут до конца месяца, то есть еще у нас получается дней десять, возможно, даже на конец апреля придется окончательное подписание соглашений. Я думаю, Россия и Евросоюз пойдут навстречу Украине, потому что Украина находится в выгодном геополитическом положении: она хозяйка трубы, она хозяйка хранилищ, она может тянуть время.
— Россия готова будет предоставить дополнительную скидку?
— Нет, я думаю, в конце концов Украина согласится на те же самые условия, тем более что цена на газ за счет падения цены на нефть, а вы знаете, что падение цены на нефть приводит к падению цены на газ через шесть-восемь месяцев, соответственно, к лету цена на газ будет максимально низкой, и какие-то дополнительные скидки уже не понадобятся. Она будет порядка $280, порядка $280-$300 за 1 тыс. куб. м.
— Такая цена и будет прописана в контракте, потому что сейчас она предварительно $329?
— Нет, сейчас не прописывается цена, прописывается формула цены плюс дается дополнительная скидка. Формула цены привязана к цене на нефть и ряд нефтепродуктов. Падает цена на нефть — падает цена на газ автоматически, это не надо дополнительно прописывать. Кроме того, Украина сейчас, скорее всего, будет требовать повышения цены за транзит. Сейчас я не готов сказать, по-моему, они порядка $2 или $3 платят за кубический метр.
— Они собирались повышать и в два раза, и в четыре раза, разные звучали заявления.
— Я думаю, они будут поднимать этот вопрос. Это, правда, делает окончательно невыгодным, по сравнению с другими маршрутами, украинский маршрут, потому что просто газ для конечного потребителя станет дороже, потому что на него перекладываются эти платежи в конечном итоге. Но я думаю, Украина все равно пойдет на эту попытку повышения, не думаю, что ей удастся, потому что повышение цены транзита приведет к повышению цены газа для нее же.
— А нужен ли сейчас Украине российский газ, потому что они все заявляют, что собираются от него отказаться и уже практически отказались, и идет реверс из Европы?
— Понятно, они заявляют об этом уже много лет. Реверс из Европы идет, разумеется, они ссылаются на то, что цены на споте очень низкие, а что ж вы там все объемы закупаете и все время идете к России договариваться о низкой цене, о повышении цен на транзит? Значит не хватает им этого реверсного газа. Потому что, если бы была возможность покупать дешевый газ в Европе, а он недешевый в Европе, он дороже, чем российский зимой, Украина бы закупала. Такой возможности у нее нет.
