Вы как Родине изменяли?

Экспертиза показала, что многодетная мать Светлана Давыдова Родине не изменяла. Между тем с января 2014 года по 3 марта 2015-го Лефортовский суд по обвинению в госизмене взял под стражу семь человек.

Рисунок: Константин Куксо, Коммерсантъ

"Я никогда не давал повода усомниться в моей любви к стране. А в историю домохозяйки мне даже трудно поверить — 37-й год какой-то..."

Павел Буре, призер Олимпийских игр, чемпион мира. Провел в НХЛ 12 сезонов


Я Родине изменил тем, что писал вещи, неугодные советским идеологическим органам. Я не верил в коммунизм и сейчас, естественно, не верю. Не верил в руководящую роль партии, что она мудрая и что мы жить без нее не можем. За что и был властями выслан в 1980 году из страны, а через полгода лишен гражданства.

Владимир Войнович, писатель


Я никогда не изменял Родине, это Родина изменила мне, когда по решению Политбюро на меня надели наручники, а потом выдворили из страны. Причем изменила с самого раннего возраста, начав сажать за мои убеждения и высказывания. Я никогда не присягал той коммунистической Родине, не служил в армии, не был в комсомоле и партии, поэтому никак не мог ее предать. Ни юридически, ни физически.

Владимир Буковский, писатель, один из основателей диссидентского движения в СССР


Как ни странно, тем, что я пытался сохранить СССР, предвидя возможность его распада. Я был коммунистически ориентированным молодым человеком. Изучая процессы в стране, я пришел к пониманию, что нужна глубокая трансформация. Но, в отличие от большинства диссидентов, я считал, что нужно не устранять коммунистов от власти, а поменять элиты, механизмы функционирования экономики, государства и общества. Это мне инкриминировали как борьбу с советской властью и посадили. Беда властителей в том, что всякая свежая мысль оказывается вредной для чиновников. Они начинают нервничать и устранять источник раздражения.

Вячеслав Игрунов, директор Международного института гуманитарно-политических исследований, организатор нелегального марксистского кружка, проведший несколько лет в заключении, в том числе в психбольнице


Я патриот, но меня постоянно обвиняют в том, что я американский шпион, агент Госдепа, вор и т. д. Но все эти обвинения — это уголовные статьи. А есть ли хоть одно уголовное дело, где я фигурировал как обвиняемый? Или можно назвать решения судов, где я признан вором? Как один из лидеров оппозиции, я нахожусь под микроскопом, и если было бы хоть что-нибудь, за что можно зацепиться, мне давно пришили бы какое-нибудь дело. Шпионаж и госизмена — очень тяжелые уголовные статьи. Так что все это называется очернительством и дискредитацией.

Борис Немцов, сопредседатель партии РПР-ПАРНАС (ответ дан "Власти" за несколько дней до убийства)


Меня в измене никто никогда не обвинял, даже когда я из СССР уехал играть в США. Я думаю, что изменить родине может только человек, наделенный полномочиями, имеющий отношение к национальной безопасности. Вообще, чтобы изменить родине, нужно сначала как минимум присягнуть ей на верность.

Вячеслав Фетисов, первый зампред комитета Совета федерации по соцполитике, двукратный Олимпийский чемпион


Моя организация признана иностранным агентом. Терминологически подразумевается, что гражданин России, являющийся иностранным агентом, изменяет Родине. Вообще, стремление искать везде изменников говорит о неадекватности руководства. А вот почему общество так легко подхватило эту идею, как говорится, науке не известно.

Лев Пономарев, руководитель движения "За права человека"


Мысленно — совершаю мыслепреступления. Меня часто обвиняют в измене, называют пятой колонной и т. д. Но я уже даже не обращаю внимания. Сейчас, когда за душой ничего нет, а народ надо как-то взвинчивать, остается только борьба с "изменниками", "защита Родины", "патриотизьм". Еще Салтыков-Щедрин писал: "Когда в России начинают говорить о патриотизме, знай: где-то что-то украли".

Степан Демура, финансовый аналитик, заявивший о скором отъезде из России


Меня постоянно обвиняют в измене Родине. Я даже повесил в фейсбуке свою мерзкую фотографию с надписью "враг, предатель". Когда идет вооруженный конфликт, спецслужбы активизируются. В спокойное время им бы в голову не пришло задержать многодетную мать за то, что она позвонила в посольство. Сейчас это возможно — планка допустимости резко опускается. В этой ситуации спецслужбы действуют жестко, ведь люди хотят разоблачать врагов и карать их.

Борис Надеждин, президент Института региональных проектов и законодательств


Никак Родине не изменял и не собираюсь. У нас перепутали понятия "родина" и "власть". Это серьезная ошибка. Да и ненависти у нас учат каждый день: с утра по всем телеканалам учат ненавидеть друг друга. На неокрепшие умы это производит впечатление.

Андрей Макаревич, народный артист России


Я большой патриот нашей страны. В тяжелые для страны годы многие из России уезжали, они не верили, что здесь все будет хорошо. А я, наоборот, имея работу в США, стремился в Москву. Я никогда не давал повода усомниться в моей любви к стране. И сейчас я, моя семья, живем не в США, а в Москве. А в историю домохозяйки, позвонившей в украинское посольство, мне даже трудно поверить — 1937-й год какой-то...

Павел Буре, призер Олимпийских игр, чемпион мира. Провел в НХЛ 12 сезонов

ВОПРОС НЕДЕЛИ / ДЕВЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ НАЗАД*


Нужно ли России объединяться с Белоруссией?

Ответ однозначен: мы — люди одной крови, с общими традициями в языке, культуре, в образе мышления, в отношении к жизни.

Владимир Джанибеков, летчик-космонавт, начальник управления Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина


Это не Белоруссия нужна России, а Россия нужна Белоруссии. Вот, когда будет наоборот, тогда все и будет хорошо.

Андрей Караулов, ведущий программы "Момент истины"


Безусловно да. Углубление интеграции является прогрессивным.

Василий Десятников, председатель комитета Совета федерации по международным делам


Даром не нужна. По-видимому, излишек денег накопился в казне, а более симпатичного просителя в этот момент не нашлось.

Леонид Радзиховский, обозреватель журнала "Огонек"


Есть ряд объективных факторов, культурных, исторических, по которым разделить народы России и Белоруссии невозможно.

Михаил Ходорковский, председатель правления банка МЕНАТЕП


Политические и экономические недостатки союза налицо. Экономические: Беларусь — страна небогатая, и России придется материально поддерживать ее. Политические: ни Западу, ни Восточной Европе такой альянс не понравится.

Саймон Кланаман, шеф-редактор русской службы BBC

*Должности указаны на момент опроса.
Вся лента