Пожертвования становятся персональными
Непростая экономическая ситуация вынуждает благотворительные учреждения и фонды менять годами выстроенные схемы работы. Объем корпоративных пожертвований сокращается. Доля же помощи от частных дарителей в общем бюджете, наоборот, увеличивается. Стопроцентно финансово зависимые от доброй воли юридических и физических лиц организации ищут новые формы взаимодействия со своими партнерами.
Назвать точное число действующих благотворительных организаций в городе не так просто.
В Главном управлении Минюста РФ по Санкт-Петербургу сообщили, что по состоянию на 31 декабря 2014 года в городе было зарегистрировано 489 некоммерческих организаций (НКО), занимающихся благотворительной деятельностью. Из них 306 фондов и 183 общественные организации. Годом ранее в этой сфере числилось 364 НКО (244 фонда и 120 общественных организаций).
В то же время, согласно открытым данным Минюста, на начало февраля 2015 года в Санкт-Петербурге было зарегистрировано 1025 организаций разных форм, имеющих в своем названии слово "благотворительный". Это примерно двенадцатая часть от всех находящихся в базе НКО Северной столицы.
"Так как по законодательству для ведения благотворительной деятельности некоммерческая организация не обязательно должна быть таковой по юридическому статусу, то затруднительно назвать число НКО, занимающихся в городе именно благотворительностью. По оценкам разных социологических исследований, действующими являются около трети всех зарегистрированных НКО. То есть как минимум 300 благотворительных некоммерческих организаций в городе активно работает", — объяснила председатель правления МБОО "Центр развития некоммерческих организаций" Анна Орлова.
На сфере благотворительной деятельности непростая экономическая ситуация сказалась в первую очередь. В фонде AdVita ("Ради жизни"), который с 2002 года помогает детям и взрослым, больным раком, последствия кризиса почувствовали уже в сентябре 2014 года.
"Не было традиционного для сентября подъема пожертвований. Обычно в сентябре в благотворительности увеличиваются и количество, и объем поступлений, которые достигают пика в декабре, — объясняет директор по развитию благотворительного фонда Анна Косарева. — В 2014 году падение продолжалось и в октябре, и в ноябре. Нас спас "самый благотворительный" месяц — декабрь, который оказался успешным как никогда. Благодаря этому фонду удалось нивелировать падение за предыдущий период".
Однако, по словам Анны Косаревой, тенденция к сокращению пожертвований возобновилась с января нынешнего года. "В среднем ежемесячно у нас примерно 2-2,5 тыс. дарителей. Из них корпоративных жертвователей — 50-70. Но именно они дают фонду 80% бюджета. Хотя за рубежом ситуация обратная. К сожалению, сейчас многие наши корпоративные партнеры вынуждены либо существенно сократить размер благотворительной помощи, либо вообще отказаться от благотворительных программ", — говорит она.
О тенденции к уменьшению корпоративных пожертвований рассказали и в медицинском учреждении "Детский хоспис", который первым в России в 2003 году начал оказывать паллиативную помощь детям. Его филиал в Ольгино действует полностью за счет пожертвований.
"Есть у нас ряд компаний, которые постоянно нам помогали, но в этом году сказали, что будут давать чуть меньше, — отметил исполнительный директор учреждения Павел Крупник. — Несомненно, снижение пожертвований будет".
"В 2015 году по хоспису у нас будет дефицит бюджета в 12 млн рублей. В принципе, в этом году у нас есть резервы, и мы его закроем. А что будет в 2016 году — не знаю. Придется нам активизироваться и искать больше друзей. В этом плане 2015 год будет у нас безумно сложным", — уверен господин Крупник.
Уменьшение числа и размеров пожертвований ощутили и в благотворительном фонде содействия решению проблем аутизма "Выход в Петербурге", действующем с марта 2013 года.
"Целый ряд жертвователей, которые осенью запланировали регулярную финансовую помощь фонду, уже в ноябре-декабре были вынуждены пересмотреть свои планы. Часть из них сообщили, что смогут сделать только однократный перевод, другие признались, что пока помочь не смогут", — рассказала исполнительный директор благотворительного фонда "Выход в Петербурге" Зоя Попова.
Правда, снижение объемов пока не относится к тем жертвователям, кто давно работает с фондом на регулярной основе.
"Это еще раз демонстрирует важность рекуррентных платежей для благотворительных организаций. Диверсификация источников поступлений позволяет удержать падение на уровне 10-15%. К сожалению, общий объем регулярных поступлений составляет чуть более 25% от всех и менее 15% от общих ежемесячных расходов", — разъясняет Зоя Попова.
При этом в фонде "Выход в Петербурге" объемы поступлений от юридических лиц заметно проигрывают сборам от физических. Соотношение примерно 75% и 25% в пользу последних.
Впрочем, компании, куда обратился BG за комментарием, сокращать свои расходы на КСО (корпоративная социальная ответственность) не намерены. Но и увеличивать их мало кто планирует.
Директор Северо-Западного филиала ОАО "Мегафон" Алексей Семенов отметил, что в прошлом году благотворительный бюджет компании составил 150 млн рублей. Причем в этом году он не только не уменьшится, а даже увеличится на 20%.
О неизменности объемов оказываемой помощи сообщила и руководитель проекта отдела маркетинга и рекламы группы компаний "Теремок" Анна Данченко. На постоянной основе они сотрудничают с благотворительными фондами AdVita (с 2010 года) и "Шаг навстречу" (с 2014 года).
С 2011 года с фондом AdVita сотрудничает и авиакомпания "Трансаэро". Помимо волонтерских программ и сбора пожертвований в компании бесплатно перевозят детей на лечение. В пресс-службе компании заверили, что объем льготных билетов никак не изменился.
А вот в ООО "Пивоваренная компания "Балтика"" признали, что из-за сложной макроэкономической ситуации и серьезного падения рынка пива они вынуждены несколько сократить бюджет на благотворительность в 2015 году. В то же время, как отметила менеджер по КСО и корпоративным коммуникациям Екатерина Иванова, компания продолжит поддерживать социальные проекты в области экологии и продвижения ответственного потребления.
Одним из важных направлений деятельности благотворительных фондов в условиях сокращения финансирования становится более тесное сотрудничество с частными лицами и поиски новых форм взаимодействия с компаниями. Активная работа (рассылка писем с отчетами, поздравлениями и благодарностями, личные звонки) с людьми дает положительные результаты.
"Три года подряд мы собирали приблизительно одинаковую сумму — 300-310 млн рублей. Из них корпоративные пожертвования составляли примерно 250 млн рублей. А в прошлом году ситуация поменялась: сумма корпоративных пожертвований сократилась до 230 млн рублей, частных же наоборот выросла до 70-80 млн рублей. Само экономическое положение подсказывает нам, в каком направлении дальше работать", — рассуждает Анна Косарева.
По ее наблюдениям, суммы частных пожертвований колеблются от 10 рублей, которые приходят с остатков счетов, до десятков и сотен тысяч. Были случаи, когда анонимные дарители жертвовали сразу несколько миллионов. Для сравнения: небольшие компании в среднем выделяют фонду 10-30 тыс. рублей ежемесячно, крупные — от 50 до 200 тыс. ежемесячно или 1-1,5 млн раз в год.
О том, что приходится быть более изобретательными и придумывать новые способы привлечения внимания к проблемам аутизма, рассказала фандрайзер благотворительного фонда "Выход в Петербурге" Екатерина Боскис: "Мы разрабатываем благотворительные тимбилдинговые программы для юрлиц. Сотрудники компаний одновременно и активно отдыхают, и реализуют социальный проект, так как деньги за проведение мероприятия идут в благотворительный фонд. Одна из таких программ разработана нашим фондом совместно с Федерацией регби".
В фонде AdVita надеются на понимание мировых фармкомпаний. Анна Косарева отметила, что лекарства в онкогематологии на 95% импортные. Поэтому после девальвации рубля остро стоит вопрос обеспеченности медикаментами. Сотрудники намерены обращаться к корпорациям за скидками на лекарства. В 2013 году одна американская компания пошла навстречу российскому фонду и предоставила дисконт на два года.