"Мы не можем выбирать — нам приходится развивать все"
Международная клиника Medem в 2014 году завершила очередной цикл инвестиций, успев закупить необходимое оборудование по старым ценам. Генеральный директор компании Елена Резникович рассказала в интервью BG об обновлении центра лучевой диагностики, о создании эндоскопического центра и о планах компании на 2015 год.
BUSINESS GUIDE: С какими результатами вы завершили 2014 год?
ЕЛЕНА РЕЗНИКОВИЧ: Безусловно, год был достаточно трудным, и превзойти финансовые показатели 2013 года нам, к сожалению, не удалось. Мы это связываем с объективными экономическими причинами — четвертый квартал был непростым для всех. Кроме того, в течение 2014 года мы инвестировали серьезные средства в переоснащение клиники, чего не было в 2013 году и что существенно увеличило наши расходы. Зато мы успели закупить все необходимое нам оборудование по ценам прошлого года.
В четвертом квартале мы заметили определенное снижение потока пациентов, в некоторые периоды — до 10%. Тем не менее значение среднего чека по итогам года изменилось незначительно — всего лишь на 6%. Это снижение произошло за счет четвертого квартала, когда количество визитов уменьшилось. Все остальное время показатель держался в рамках нашей стандартной посещаемости.
BG: На что были направлены инвестиции в 2014 году?
Е. Р.: Периоды инвестиций обычно цикличны. В прошлом году у нас завершился очередной период, в течение которого мы обновили центр лучевой диагностики. У нас по-прежнему работает магнитно-резонансный томограф (МРТ) мощностью 3 Тл фирмы General Electric — это лучший аппарат, который в данный момент есть в городе. Нам необходимо было обновление рентгена, маммографа, аппаратов УЗИ. Также для создания диагностического центра полного цикла мы приобрели компьютерный томограф (КТ) последнего поколения на 128 срезов. В качестве поставщика мы выбрали фирму Philips, переговоры с которой начались еще в 2013 году.
Весь процесс — от выбора оборудования до ввода в эксплуатацию и установки программного обеспечения, связывающего все эти аппараты воедино, — был завершен к августу 2014 года. Таким образом, центр лучевой диагностики с новейшим оборудованием экспертного уровня работает уже полгода.
В самом начале 2014 года мы приобрели самый современный в мире на сегодняшний день анестезиологический комплекс — робот Zeus. Кроме того, летом мы обновили автопарк скорой помощи, теперь в нашем распоряжении два новых реанимобиля. Несмотря на то, что для нас это сервисная составляющая в основном для наших клиентов, а не для внешнего рынка, востребованность услуг отделения неизменно растет, и этому направлению мы планируем уделить особое внимание.
К концу 2014 года мы завершили первый этап создания эндоскопического центра. Было приобретено эндоскопическое оборудование Olympus (Япония), тоже лучшее на данный момент, с ультратонкими эндоскопами, которые позволяют делать эндоскопические исследования детям с трех лет. Таким образом, мы смогли продвинуться еще в одну нишу — детскую эндоскопию, достаточно востребованную на рынке. Да и взрослые люди рады минимизировать свои неприятные ощущения от подобных процедур. Оборудование введено в эксплуатацию и пока работает на существующих площадях. В планах на 2015 год — завершить реконструкцию помещения для эндоскопического центра. Ремонт мы завершим в первом полугодии 2015 года.
BG: Как изменилась ваша доля на рынке?
Е. Р.: Судя по статистике, за последние пять лет поток пациентов не менялся. Думаю, наша доля рынка в прошлом году тоже осталась неизменной. Дело в том, что у нас очень четко очерченный сегмент пациентов. Например, в страховых компаниях мы работаем только с VIP-клиентами, потому что наши услуги для страховых, невзирая на то, что для них созданы специальные условия, достаточно дороги. У любой страховой компании есть 5% премиум-клиентов. Практически все они в течение многих лет являются нашими пациентами. Такая же ситуация с пациентами, которые являются частными лицам. Среди них 80% — это повторные пациенты, и нас очень радует, что в конце 2014 года все они остались с нами.
BG: Если говорить про 2015 год, во сколько вы сейчас оцениваете объем рынка платных услуг, состояние отрасли?
Е. Р.: Сейчас рассматривать перспективы, которые в 2012-2013 годах давались на 2015-16 годы, некорректно, так как 2014 год все слишком сильно изменил. Я думаю, что уйдут мелкие игроки, им будет тяжело выживать. Устоявшиеся сети это переживут. Да, возможно, будет некое повышение цен, сокращение фондов оплаты труда, может быть, отказ от инвестиций, но нет ощущения, что кто-то в панике и будет закрываться. Крупные игроки спокойно завершают инвестиционные проекты. Мы, в свою очередь, с ноября 2014 года зафиксировали цены на все услуги и разработали целый ряд специальных предложений (комплексные диагностические программы, скидки выходного дня и сезонные акции).
BG: Работу каких подразделений клиники, по вашему мнению, стоит развивать в кризисное время?
Е. Р.: Поскольку мы изначально были организованы как клиника полного цикла обслуживания, в которой все услуги можно получить в одном месте, мы не можем выбирать — нам приходится развивать все. Помимо этого, амбулатория и стационар нам приносят примерно равнозначную прибыль.
Мы стараемся предоставлять услуги в разных ценовых категориях. Например, у нас есть VIP-палаты, одноместные и двухместные, а также дневной стационар. Мы прекрасно понимаем, что для людей, которым нужна профессиональная хирургическая или терапевтическая стационарная помощь, должны быть варианты предоставления не только очень дорогих услуг, но и услуг бизнес-класса.
BG: На чем вы все же сконцентрируетесь в 2015 году?
Е. Р.: Последнее время наблюдаем такую тенденцию — у нас появилось очень много пожилых пациентов, о которых заботятся их дети, а иногда и внуки. Дети хотят для родителей качественной медицинской помощи, индивидуального подхода, хорошего ухода, и мы планируем продолжать развивать это направление, создавая экономически интересные предложения для плательщиков.
BG: Вы участвуете в ОМС?
Е. Р.: Были планы, но ситуация 2014 года показала, что участие в программе ОМС для частной клиники премиум-класса на текущий момент не актуально.
BG: Вы представлены только в Петербурге. В дальнейшем вы рассматриваете планы идти в регионы, в Москву?
Е. Р.: В 2015 году таких планов нет. Наша первоочередная задача сохранить лояльность наших постоянных пациентов и привлечь новых. Поскольку времена непростые, мы прежде всего хотим сохранить в полном объеме качество оказания медицинских услуг, работающих у нас высококлассных специалистов, уровень сервиса.
Самостоятельно открывать филиалы в 2015 году мы не планируем, но будем поддерживать, укреплять и расширять существующие партнерские отношения с частными и государственными российскими и зарубежными клиниками.
BG: Давайте поговорим про законодательство. Какие основные изменения, затрагивающие медицинскую отрасль и особенно сегмент платных услуг, вы бы отметили?
Е. Р.: Самое неприятное, что у нас было в 2014 году, это, конечно, закон о рекламе — очень много ограничений. Нареканий было так много, что в июле законодатели одумались и убрали самые жесткие ограничения, поэтому сейчас с точки зрения рекламы и PR можно спокойно работать.
BG: А как на вас отразилось повышение цен на медицинские материалы и технику?
Е. Р.: Стоимость большинства импортных медицинских препаратов с начала 2015 года увеличилась примерно на 25%, но мы все равно продолжаем их закупать в необходимом объеме, потому что качество оригинала все же отличается от дженериков, а мы гарантируем нашим пациентам только лучшее. Увеличение расходов на медицинскую составляющую и ее поддержание на прежнем уровне — это и будут наши инвестиции в 2015 году.