"Роснефть" подвезет китайцев в Италию
Поделившись с ними долей в Pirelli
Camfin, консорциум "Роснефти" и главы итальянской Pirelli Марко Тронкетти Проверы, продаст 26,2% в шинной компании китайским инвесторам. Последние хотят собрать контроль в Pirelli за €3,5 млрд, но сделка будет сложной. Camfin реинвестирует полученные деньги в долю в SPV-компании, которая получит пакет Pirelli и продолжит скупку бумаг. В итоге влияние Camfin в целом и "Роснефти" в частности на Pirelli серьезно ослабнет. По словам источников "Ъ", нефтекомпания готова полностью выйти из проекта, если получит хорошее ценовое предложение.
Китайская государственная ChemChina намерена получить контрольный пакет Pirelli. По данным La Repubblica, китайцы хотят купить не менее 51% акций шинной компании, заплатив €3,5 млрд. ChemChina уже начала переговоры о выкупе 26,19% акций с ключевым акционером Pirelli — Cam Finanziaria (Camfin), принадлежащей на паритетных началах "Роснефти" и главе Pirelli Марко Тронкетти Проверы. Сейчас эта доля позволяет Camfin контролировать компанию: остальные акции распределены между институциональными и розничными инвесторами. В Camfin "Ъ" подтвердили, что "ведут переговоры с международным промышленным партнером в отношении продажи доли", сама Pirelli лишь сообщила, что не получала уведомлений о поглощении. В "Роснефти" от комментариев отказались.
Как рассказали "Ъ" в Camfin, ее пакет может быть продан по €15 за акцию (в пятницу стоимость одной бумаги Pirelli на бирже составляла €14,9) "итальянской компании, которую создает партнер с одновременной реинвестицией Camfin в указанную компанию" (размер доли не раскрывается). Таким образом, Camfin может остаться акционером Pirelli, но с учетом намерений китайцев собрать контроль влияние консорциума будет меньшим, чем сейчас. Один из источников "Ъ", близких к "Роснефти", говорит, что "если будет сделано хорошее предложение, компания готова и выйти из Pirelli", хотя другой собеседник "Ъ" уверяет, что о продаже доли сейчас речь не идет. La Repubblica пишет, что оферта о выкупе бумаг позже будет сделана китайцами и другим акционерам Pirelli — тоже по €15 за акцию.
"Роснефть" стала акционером Pirelli год назад, приобретя долю в Camfin за €758 млн (соответствует примерно €12 за акцию Pirelli) у консорциума банков Unicredit и Intesa и фонда Clessidra. Это не единственный актив "Роснефти" в Италии: с 2013 года она приобретает акции Saras, владеющей НПЗ на Сардинии (сейчас 21,7%). Но этот актив не слишком успешен: убыток Saras за девять месяцев 2014 года — €126,7 млн. По данным "Ъ", "Роснефть" рассматривала возможность продажи и этой доли, однако желающих не нашла. "Но Saras — это профильный актив, а Pirelli покупали, чтобы просто активнее работать с итальянцами. В целом "Роснефть" инвестиции в такой бизнес не интересуют",— уверяет один из источников "Ъ". Андрей Полищук из Raiffeisenbank отмечает, что раньше "Роснефть" позволяла себе довольно большие траты, покупая активы, смысл владения которыми для нее "был не совсем ясен". Но в текущей сложной экономической ситуации, полагает аналитик, "Роснефти" "есть смысл пересмотреть портфель активов".