23 марта 1910 года родился японский режиссер и сценарист Акира Куросава. Его социальные и военные драмы, эпопеи о самураях были удостоены многих международных наград, в том числе премии «Оскар». Режиссер, ставший символом японского кино на Западе, — в фотогалерее «Ъ».
Акира Куросава родился 23 марта 1910 года в Японии в многодетной семье. С детства он увлекался живописью, одна из картин будущего режиссера даже попала на престижную выставку «Ника-тэн». Впрочем, выпускник Академии изящных искусств так и не осуществил свою мечту стать художником: в 1936 году он начал работать в кино в качестве ассистента режиссера Кадзиро Ямамото
Фото: Toho / Kobal / REX / Shutterstock / Fotodom
Режиссерский дебют Куросавы состоялся в 1943 году. Фильм «Гений дзюдо» (кадр на фото) рассказывал о развитии единоборства в Японии. Картина имела огромный успех и впоследствии была переснята пять раз
Фото: Toho Studios
За «Гением дзюдо» последовала драма «Самые красивые» (1944). Действие фильма развивается на оптической фабрике во время Второй мировой войны. Критики называли картину патриотической: по сюжету ее героини борются за повышение производительности труда, несмотря на тяготы войны
Фото: Kobal / REX / Shutterstock / Fotodom
«В этом фильме я, наконец, стал самим собой. Это был мой фильм. Его сделал я и никто другой»
Поворотным фильмом в карьере Куросавы считается «Пьяный ангел» (на фото кадр со съемок), снятый в 1948 году. История молодого врача была отмечена тремя японскими премиями «Майнити» в категориях «Лучший фильм», «Лучшая операторская работа» и «Лучшая музыка», а также премией журнала Kinema Junpo. Со съемок «Ангела» началось многолетнее сотрудничество Куросавы и молодого актера Тосиро Мифунэ, которое принесло впоследствии мировую славу обоим
Фото: Toho Studios
В 1950 году на кинофестивале в Венеции был показан фильм Куросавы «Расёмон» (кадр на фото) — история о поиске истины, поставленная по произведениям Рюноскэ Акутагавы «Ворота Расёмон» и «В чаще». Тосиро Мифунэ сыграл в картине главную роль самурая. Фильм получил гран-при кинофестиваля «Золотой Лев» и выиграл «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке»
Фото: Daiei Motion Picture Co. Ltd.
«Я хотел сделать "Идиота" задолго до "Расёмона". С раннего возраста я полюбил русскую литературу и понял, что Достоевский лучший»
После триумфа «Расёмона» в Европе и Америке Куросава обратился к русской классике, сняв фильм «Идиот» (1951), а затем драму «Жить» (1952) по мотивам повести Льва Толстова «Смерть Ивана Ильича». Спустя два года на экраны вышла картина «Семь самураев» (кадр на фото). В 1954 году режиссер получил за нее «Золотого Льва» в Венеции, а также японскую премию «Юсси». Картина переснималась в США («Великолепная семерка») и в СССР («Шестой»). В 2010 году лента заняла первое место в списке журнала Empire «100 лучших фильмов мирового кинематографа»
Фото: Toho Studios
В 1955 году на экраны вышла антивоенная драма Акиры Куросавы «Я живу в страхе» (кадр на фото), после нее режиссер осуществил давно задуманную постановку по мотивам шекспировского «Макбета» «Трон в крови» (1957). В том же году Куросава вновь обратился к русской классике, создав адаптацию пьесы Максима Горького «На дне». Место действия режиссер заменил на феодальную Японию и придал картине не драматический, а, скорее, сатирический оттенок
Фото: Toho Studios
Следующая картина Куросавы «Трое негодяев в скрытой крепости» (1958), хоть и не собрала престижные награды, но впоследствии оказала большое влияние на «Звездные войны» Джорджа Лукаса, о чем говорил сам автор фантастической франшизы. Несмотря на свою известность на Западе, Куросава был не так успешен в родной Японии. В начале 1970-х у него обострились проблемы с финансированием картин, что привело режиссера к попытке покончить с собой. В 1970 году он выпустил свой первый цветной фильм «Под стук трамвайных колес»
На фото слева направо: Акира Куросава, Френсис Форд Коппола и Джордж Лукас
Фото: Toho / Kurosawa / Kobal / REX / Shutterstock / Fotodom
В 1975 году Акира Куросава снял картину «Дерсу Узала» (кадр на фото) на киностудии «Мосфильм». Фильм по мотивам произведений Владимира Арсеньева стал первым не японоязычным для режиссера, а также единственным в его творчестве, снятым на широкоформатной пленке 70 мм. Картина получила премию «Оскар», а также главный приз ММКФ
Фото: РИА Новости
После успеха «Дерсу Узала» Куросава сделал перерыв в работе. Его самурайские эпопеи «Тень воина» и «Ран» вышли в 1980 и 1985 году соответственно. Затем Куросава начал работать в жанре новелл, сняв фильм «Сны» (1990) и «Августовскую рапсодию» (1991), рассказывающую об атомной бомбардировке Нагасаки через воспоминания разных поколений японцев
Фото: AP / Katsumi Kasahara
«Кино является действительно ценным средством связи между людьми»
В 1990 году Акира Куросава получил почетный «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе
На фото: с Джорджем Лукасом (слева) и Стивеном Спилбергом (справа)
Фото: AP / Doug Pizac
«Выбирая современный сюжет, я наталкиваюсь на целый ряд табу и обязательств, поставленных продюсером и касающихся вопросов политики. Когда я хочу рассказать об определенной, волнующей сердце теме, меня принуждают искажать ее. Цензура менее строга, если речь идет об историческом сюжете. Здесь она ровно ничего не понимает, и я пользуюсь относительной свободой»
Фото: AP
Последним фильмом Куросавы стала картина «Еще нет» (1993) о Второй мировой войне. В основу ее сюжета легла биография японского академика и писателя Хяккэна Утиды. Фильм получил четыре премии Японской киноакадемии и две премии «Голубая лента». Незадолго до смерти Куросава начала писать сценарий к фильму «После дождя» Такаси Коидзуми
Фото: AP / Koji Sasahara
Акира Куросава умер 6 сентября 1998 года от инсульта. С 2004 года на Токийском международном кинофестивале вручается премия его имени за создание картин, «наполненных гуманизмом»
Фото: AP / 2000 Dora-Heita Projects