Французские железные дороги уличили в дискриминации
Служащие-марокканцы требуют компенсации на общую сумму более €300 млн
Сотрудники-марокканцы французской железнодорожной компании SNCF обвиняют ее в трудовой дискриминации и требуют компенсации на общую сумму более €300 млн. Согласно их иску, контракт для иностранных рабочих намного менее выгодный, чем для постоянных сотрудников, что сказалось на пенсиях и условиях труда.
Сотрудники французской государственной железнодорожной компании SNCF марокканского происхождения подали в суд на работодателя по обвинению в трудовой дискриминации. С иском обратились 832 железнодорожника, утверждающие, что их трудовой договор для иностранных рабочих предлагает условия хуже, чем у французских сотрудников. Сотрудники-французы обладают «постоянным статусом» и считаются государственными служащими, что предполагает выгодные условия труда и более высокие пенсии. Каждый сотрудник требует в среднем €400 тыс. в качестве возмещения ущерба, то есть итоговая общая компенсация со стороны SNCF может составить более €300 млн. Решение по начавшемуся сегодня судебному процессу ожидается 21 сентября.
В 1970-е годы более 2 тыс. человек прибыли для работы в SNCF из Марокко в рамках договора между французским и марокканским правительствами. Многие из них работают в железнодорожной компании до сих пор. Их возраст приближается к пенсионному. Условия выхода на пенсию для них будут хуже из-за того, что они всю жизнь проработали по бессрочному договору для иностранцев. Чтобы получить статус постоянного работника, нужно иметь французское гражданство или, с недавних пор, быть гражданином Евросоюза, а также быть моложе 30 лет. «Я обучал молодых сотрудников, у которых есть постоянный статус, и потом они стали моими начальниками, и это очень неприятно,— рассказал Le Monde 63-летний железнодорожник Бен Дали.— К нам было другое отношение, и я не могу не чувствовать себя униженным». «Только в 1982 году у нас появилось право бесплатного проезда на поездах SNCF как у сотрудников. До этого мы платили за дорогу между работой и домом»,— вспоминает 64-летний Мохаммед Лаинуни.
В начале 2000-х годов SNCF предложила сотрудникам-марокканцам план досрочного выхода на пенсию в 55 лет как работающих в тяжелых условиях труда, и многие согласились, вскоре обнаружив, что их пенсия оказалась меньше. По словам истцов, их базовая пенсия оказалась ниже, чем «минимальная гарантированная пенсия, выплачиваемая постоянным сотрудникам железной дороги после 15 лет непрерывной службы». В SNCF подсчеты истцов оспаривают.
Это не первый громкий процесс, в котором французские железные дороги оказываются в качестве ответчика. В 2006 году против железнодорожной компании и французского правительства подали иск люди, чьих родственников перевозили на поездах в промежуточный лагерь в Дранси под Парижем во время оккупации Франции нацистской Германией. Позже французских евреев отправляли в германские концлагеря. Железнодорожники тогда говорили, что были вынужденными исполнителями чужих распоряжений, однако этот аргумент рассыпался после того, как в суде были продемонстрированы счета, которые предоставлялись SNCF и по которым перевозка евреев в товарных вагонах была приравнена к железнодорожной поездке третьего класса. Суд признал SNCF и власти Франции соучастниками преступлений против человечности и обязал их выплатить истцам компенсацию в размере €60 тыс.