"Вагонмаш" ответит за санкции ЕС
Смольный отказывается подписывать госконтракт на поставку вагонов метро
Вопреки существующему законодательству, комитет по транспорту не будет заключать контракт с ООО "Вагонмаш", которое победило в аукционе на поставку восьми составов для петербургского метрополитена за 3,8 млрд рублей. Интересы компании, контролируемой чешской Skoda Transportation, не смог отстоять даже посол Чешской Республики, проведший на прошлой неделе встречу с губернатором Петербурга Георгием Полтавченко. Формальным поводом для такого решения стал секвестр бюджета комитета по транспорту. Фактической причиной послужил тот факт, что "Вагонмаш" имеет корни в Чехии, которая поддержала введение санкций в отношении России, говорят источники в Смольном.
По информации "Ъ", Смольный не собирается подписывать контракт с "Вагонмашем", победившим в аукционе Смольного на поставку восьми составов для петербургского метрополитена за 3,8 млрд рублей. "Есть указание не подписывать договор с "Вагонмашем". Во вторник истекает срок по подписанию госконтракта", — сообщил "Ъ" источник в Смольном, знакомый с ситуацией. Формальной причиной, по его словам, стало то, что чешская Skoda Transportation (контролирует 51% ООО "Вагонмаш", еще 49% принадлежит офшору "Леонтодон Ридео Лимитед") является представителем страны, которая поддержала введение санкций в отношении России в связи с украинским кризисом.
В аппарате вице-губернатора Игоря Албина, курирующего транспортный блок, "Ъ" напомнили, что расходные полномочия комитета по транспорту на 2015 год сокращаются в общей сложности на 2,1 млрд рублей (7,2% от общего бюджета в 29,3 млрд рублей). Это, в свою очередь, повлияет в том числе и на программу закупок на текущий год. При этом в аппарате вице-губернатора понимают, что отказ от заключения контракта повлечет за собой административные штрафы. "Мы не исключаем варианта судебного решения спора", — сообщили там. В комитете по транспорту, который и должен заключать контракт с подрядчиком, ситуацию не прокомментировали.
Аукцион на поставку восьми составов для третьей линии метро был объявлен комитетом по транспорту города в конце января текущего года. Победителем признали ООО "Вагонмаш". Второго участника — Октябрьский электровагоноремонтный завод (ОЭВРЗ), подконтрольный "Трансмашхолдингу" (ТМХ, 50% минус две акции у "Трансгрупп" Искандера Махмудова, Андрея Бокарева и партнеров, по 25% — у ОАО РЖД и французской Alstom), — не допустили из-за несоответствия заявки техзаданию. Основная причина — в ряде требований ОЭВРЗ указал характеристики своей продукции в точном значении, а не в диапазоне значений, как того требует формат торгов. Позже ОЭВРЗ дважды попытался обжаловать это решение в ФАС России, но первое заявление компании было признано необоснованным, второе антимонопольное ведомство не стало рассматривать из-за истечения срока подачи апелляции.
Как говорят источники "Ъ", Смольный изначально хотел видеть "Трансмашхолдинг" в качестве подрядчика по этому контракту. "У московской компании, вероятно, очень сильное лобби в Смольном, которое позволяет без каких-либо внятно сформулированных причин не заключать контракт с победителем аукциона. При этом составы "Вагонмаша" мы хотя бы видели в глаза, а ОЭВРЗ до сих пор не представил на суд свой первый состав по контракту 2013 года (поставка перенесена с 30 ноября 2014 года на 1 апреля. — "Ъ")", — считает один из участников рынка.
Спасти ситуацию для "Вагонмаша" не смогла даже встреча губернатора Петербурга Георгия Полтавченко с послом Чехии в России Владимиром Ремеком, прошедшая в минувший четверг. Отметим, что господин Ремек пришел на встречу в сопровождении представителей Skoda Transportation и "Вагонмаша". В ходе переговоров представитель чешской стороны обмолвился, что "Вагонмашу" было бы "интересно локализовать производство в России, но с условием, что это будет экономически целесообразно". По итогам совещания стороны заверили друг друга, что будут развивать и укреплять дальнейшее сотрудничество. После окончания переговоров представители бизнеса удалились на встречу с главой комитета по транспорту Александром Воробьевым. На вопросы "Ъ" чешская сторона отвечать отказалась.
Генеральный директор агентства "INFOLine-Аналитика" Михаил Бурмистров отмечает, что сейчас ТМХ переживает не лучшие времена: производство вагонов метро на предприятиях холдинга в 2014 году сократилось более чем на 35% и составило 365 единиц, а поставки российским заказчикам уменьшились на 24%, до 320 единиц. Основной площадкой для производства вагонов метро в "Трансмашхолдинге" является "Метровагонмаш", а на долю ОЭВРЗ приходится не более 15-20% от общего объема выпуска.
"В 2015 году уровень загрузки ОЭВРЗ, вероятнее всего, сохранится на уровне не более 50% мощностей, так как поставки по крупному контракту для московского метрополитена будут локализованы на "Метровагонмаше", а поставки по контракту с петербургским метрополитеном в 2015-2016 годах будут осуществляться только по контракту, который компания выиграла в конце 2013 года (фактически это десять составов, так как головной состав производится на мощностях "Метровагонмаша"). Локализация на ОЭВРЗ еще не осуществлена", — говорит он. По его оценке, отказ от заключения контракта для ООО "Вагонмаш" окажется фатальным и предприятие вынуждено будет свернуть деятельность.