Убавят надбавку
Кировские ритейлеры готовы поступиться маржой
Правительство Кировской области подписало с крупнейшими региональными торговыми сетями соглашение о сотрудничестве, по которому те обязались сдерживать торговую надбавку на ряд социально значимых продуктов на уровне не выше 10% в городах и 15% — в районах области. Ритейлеры рассчитывают таким образом привлечь покупателей и возместить недополученный доход за счет других товаров. Эксперты считают, что торгсети также надеются получить определенные бонусы со стороны региональных властей.
Соглашение с региональными ритейлерами кировские власти подписали «в целях стабилизации цен на социально значимые продукты питания». По информации пресс-центра областного правительства, документ подписан с торговыми сетями «Система Глобус», «Красногорский», «Продуктовая лавка», «Самобранка», гипермаркетом «Время простора» и Кировским облпотребсоюзом. В рамках бессрочного соглашения ритейлеры взяли на себя обязательство обеспечить в своих магазинах наличие 20 социально значимых продуктов питания, торговая надбавка на которые не будет превышать 10% в городских округах и 15% — в других муниципальных образованиях. В частности, речь идет о молоке, сливочном масле, сыре и кефире. Также торговая надбавка должна быть снижена на ржаной, ржано-пшеничный и пшеничный хлеб, муку, рис, гречку, пшено и сахар-песок. В список вошли также мясо птицы, яйца первой категории, подсолнечное масло, свинина, мороженая рыба и рыбные консервы, макароны, картофель и соль.
В правительстве региона рассчитывают, что документ поможет кировчанам сэкономить семейный бюджет. Представители торгсетей напоминают, что соглашение о сотрудничестве, по сути, представляет собой договор о соблюдении постановления кировского областного правительства «О мерах по стабилизации цен на социально значимые продукты питания», выпущенного еще в 2010 году «По ранее действовавшему соглашению из каждой обозначенной группы товаров в сетях должны быть представлены два наименования, торговая надбавка по которым будет снижена. Сейчас ассортимент этих товаров предполагается расширить, и мы, подписав новое соглашение, выразили согласие расширить ассортимент и снизить надбавку», — поясняет директор торговой сети «Продуктовая лавка» Владимир Созинов. «Новое соглашение является лишь документально подтвержденным фактом реализации постановления 2010 года. Хотя еще тогда в сети „Система Глобус“ уже был запущен проект „Социальная цена“, который на сегодняшний день включает 28 наименований из 15 товарных групп, наценка на которые не превышает 10% от цены закупа», — отмечают в «Системе Глобус». По словам представителя компании, на момент запуска проекта торговая сеть осознанно пошла на снижение маржинальной составляющей без каких-либо компенсирующих мероприятий. В «Продуктовой лавке» также отмечают, что целевой аудиторией сети является покупатель среднего класса и ниже, поэтому соблюдение условий соглашения не сильно скажется на доходах компании. «Но, конечно, мы рассчитываем, что сниженными ценами привлечем в наши магазины дополнительных покупателей. Кроме того, не исключено, что, заходя за конкретным продуктом со сниженной ценой, покупатель захочет купить и что-то еще», — говорит господин Созинов. По его словам, торговая надбавка, как правило, снижается на те наименования продуктов, которые поставляются в магазин по минимальным ценам, чтобы итоговая цена была наиболее привлекательна для покупателя.
По мнению экспертов, ритейлерам было сложно отказать региональным властям, но это соглашение дает им «относительно комфортные, пусть и нерыночные» условия. «Мотивация у сетей может быть только одна — пойти навстречу местной власти в обмен на налоговые послабления или же обещания не относиться строго к более серьезному повышению цен на другие группы товаров. Это может решаться с каждой сетью индивидуально, поскольку у каждой сети могут быть свои пожелания к властям: они могут касаться разрешения на расширение присутствия в регионе, аренду новых площадей или получения разрешений на строительство магазинов», — считает директор по развитию QB Finance Маргарита Горшенева. Впрочем, по ее мнению, инфляция уже прошла свой пик или находится недалеко от него, так что «в случае отсутствия шоков» потребители не заметят особенных изменений на рынке.