Пройдет не мало «Лент»
Ритейлер намерен расширить присутствие в Башкирии
Как стало известно „Ъ“, российский розничный оператор «Лента» намерен открыть в республике еще три своих гипермаркета. Компания, пока представленная одним магазином в Уфе, купила в городе еще один земельный участок у структур вице-президента «Деловой России» Андрея Назарова и арендовала этаж в торгово-офисном центре «Лето» (УЗЭМИК). Ритейлер также приобрел землю в городе Октябрьском и заинтересован в строительстве магазина в Стерлитамаке и других крупных городах региона. Вложения в развитие своей сети в Башкирии компания не конкретизирует, равно как и сроки открытия магазинов. Эксперты отмечают, что экспансия «Ленты» вписывается в ее стратегию: эта сеть не зацикливается на развитии в городах-миллионниках.
О том, что федеральный ритейлер «Лента» намерен увеличить присутствие в Башкирии и открыть еще как минимум три своих гипермаркета, рассказали „Ъ“ источники на рынке. Под один из новых магазинов компания приобрела участок площадью 3,5 га у структур вице-президента «Деловой России» Андрея Назарова. Он расположен на улице Сипайловской в Уфе, ниже гипермаркета «Леруа Мерлен». Также к осени ритейлер планирует запустить магазин на арендованных площадях торгово-офисного центра «Лето» на улице Пархоменко (бывшие площади УЗЭМИК). «Лента» заинтересована и в экспансии в другие города республики. Она присматривалась к участкам в Стерлитамаке, втором по величине городе региона. Но, как сообщили в местной администрации, пока для себя вариантов не подобрала. В сентябре прошлого года «Лента» купила 4,6 га земли на аукционе администрации Октябрьского, пятого по величине города республики с населением 112 тыс. человек. Начальная цена участка составляла 9,8 млн руб., конечная стоимость сделки не уточняется. Оспорить итоги аукциона пытался в арбитражном суде руководитель совета предпринимателей Октябрьского Владислав Каримов, но проиграл процесс в двух инстанциях.
Детали покупки участка у компании Андрея Назарова стороны не комментируют. На нем сейчас ведутся предпроектные работы, пояснили в пресс-службе «Ленты», воздержавшись от других комментариев.
• «Лента» пришла в регион в 2013 году и пока представлена одним отдельно стоящим гипермаркетом площадью 12 тыс. кв.м на улице Бельской в Уфе. В России ритейлер присутствует более чем в 60 городах. По итогам 2014 года компания стала самой быстрорастущей в своем секторе. Ее выручка увеличилась на 34,5%, до 194 млрд руб. В прошлом году «Лента» открыла 31 гипермаркет и 14 супермаркетов, торговая площадь ритейлера по итогам года выросла на 36,6%, до 701,15 тыс. кв. м.
Вложения в развитие региональной сети в «Ленте» не конкретизируют. Эксперты оценивают инвестиции в один гипермаркет сети в диапазоне $12–80 тыс., сроки окупаемости, в зависимости от права собственности на землю,— в три-десять лет. По мнению директора по инвестициям QB Finance Дмитрия Лепешкина, от момента приобретения участка до открытия магазина может пройти три-четыре года, необходимых на согласование проекта во всех инстанциях. «Гипермаркет в арендованном помещении обойдется дешевле — в пределах $20 млн, его окупаемость при таких вложениях составит около трех лет»,— отмечает эксперт. Президент GVA Sawyer Вера Сецкая в то же время полагает, что «сейчас распространена практика, когда якорные арендаторы сидят практически на нулевых ставках, выплачивая (владельцу площадей.— „Ъ“) по 4–6% от оборота».
По мнению руководителя аналитического департамента ФК AMarkets Артема Деева, решение «Ленты» пойти в другие городах Башкирии отвечает стратегии этого ритейлера, который «не концентрируется на миллионниках, а предпочитает быть единственным гипермаркетом в небольшом городе и занимать там господствующее положение». «Это верная на сегодняшний день стратегия в ритейле, так как рынок крупных городов перенасыщен»,— признает эксперт. При этом, как полагает Дмитрий Лепешкин, для средних и малых городов приход такого игрока, как «Лента», приводит к монополизации потребительского рынка. «Совершенно точно можно говорить, что весомая часть потребительского трафика в Октябрьском будет перетянута в пользу „Ленты”. Это приведет к уходу с рынка мелких торговых точек и повышению уровня обслуживания у более сильных игроков»,— отмечает эксперт. «Появление в городе такого мощного игрока, безусловно, коснется мелкого и среднего бизнеса, ведь благодаря объемам и договоренностями с поставщиками крупная сеть сможет выстроить более лояльную для покупателей ценовую политику»,— согласна аналитик ИК «Русс-инвест» Мария Шишкина. Финансовый аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Тимур Нигматуллин добавляет, что выход крупных сетей за пределы миллионников позволяет им избежать конкуренции с другими ритейлерами и приобрести довольно дешевую землю или недвижимость.