"В самопровозглашенных республиках видят в предложении Порошенко очередную уловку"
Президент Украины Петр Порошенко заявил о невозможности решения проблемы Донбасса силовым путем и призвал к мирной реинтеграции территорий, контролируемых самопровозглашенными республиками. Что понимает президент Порошенко под реинтеграцией и как к киевским инициативам относятся в Донецке и Луганске, разбирался политический обозреватель "Коммерсантъ FM" Юрий Мацарский.
О своем видении разрешения донбасского кризиса Петр Порошенко рассказал в интервью украинскому телеканалу "Интер". Естественно, война на востоке страны, которая официально продолжает именоваться антитеррористической операцией, стала главной темой бесед с первым лицом Украины. И в этот раз Порошенко прямо сказал, что продолжение боевых действий не решит проблему мятежных регионов.
"Только лишь оружием — танками, "Градами" и ракетами — украинскую территорию не вернуть. Потому что цена, которая будет заплачена за возвращение украинской территории, будет уже не тысячи, а десятки тысяч жизней. За борьбу против российских оккупационных войск, против поддержанных Россией боевиков в городских кварталах будет заплачена очень высокая цена. Есть другой способ вернуть эту территорию, дипломатическим языком он зовется реинтеграцией", — заявил Порошенко.
По словам Порошенко, мирному процессу возвращения под юрисдикцию Киева так называемых ЛНР и ДНР нет альтернативы. При этом он признает, что процесс этот не будет быстрым и простым. Президент привел три условия мирного возврата территорий, которые бы, по его словам, устроили и центральную власть, и Донецк с Луганском: это вывод из Донбасса всех иностранных войск, проведение выборов местных органов власти в полном соответствии с законодательством Украины и — финальный этап — вступление в силу особого режима самоуправления в Донбассе. Согласно минским соглашениям, предполагалось сначала проведение голосования и лишь затем законодательное закрепление особого статуса отдельных районов региона. Причем, теми же соглашениями предписано участие всех сторон конфликта в разработке законодательства. Киевский политолог Александр Солонтай говорит, что в этих условиях нет ничего невыполнимого, и предоставление регионам особого статуса лишь после выборов — вполне логичный шаг.
"Выборы — это не реинтеграция, это только первый путь. Сначала местные люди выбирают местную власть, потом местная власть получает вот этот закон про особенности в Донбассе, и его реализация приведет к реинтеграции регионов. Местная власть получает прямое влияние на милицию, на суд, на прокуратуру, на права национальных меньшинств, — здесь русскоязычное население имеется в виду, — а также на бюджетные процессы. Для практической реализации этого закона надо три месяца от момента проведения выборов", — пояснил Солонтай.
Но ни о выборах, ни о новых властных полномочиях для донбасских чиновников и речи быть не может, пока в регионе не установится стабильный мир, также заявил Петр Порошенко. Пока же вместо мира – перемирие, да и то весьма шаткое. Несколько недель стороны занимались отводом вооружений от линии соприкосновения, но вот уже противники вновь обвиняют друг друга в возвращении тяжелой артиллерии на прежние позиции и возобновлении обстрелов. Более того, в самопровозглашенных республиках видят в предложении Порошенко очередную уловку. И, как рассказал "Коммерсантъ FM" представитель министерства обороны так называемой ДНР Владислав Бриг, идти навстречу Киеву не спешат.
"Выборов по украинскому законодательству не будет. Есть договоренности, что будут сначала изменения в конституцию Украины внесены, а потом будут проводится выборы. Причем, ряд невыполнимых условий о разоружении — это обычная украинская отмазка — ни к чему не приведет. Через какое-то время опять начнется наступление украинской армии, и снова будут котлы, и обратно, новый Минск-3, Минск-4, Минск-5. С каждым новым Минском наша территория будет все больше, и все больше мы будем приближаться к нашим границам", — считает Бриг.
Представитель самопровозглашенной республики также обвинил Киев в отступлении от взятых на себя обязательств вести диалог с Донбассом, что может привести к новому витку эскалации конфликта. Бриг добавил, что ни о какой реинтеграции и речи идти не может — только полная независимость самопровозглашенных республик в границах Луганской и Донецкой областей. Однако, уверен эксперт Института евроатлантического сотрудничества Максим Бугрий, вопрос независимости так называемых ЛНР и ДНР не стоит на повестке дня. По его словам, в Донецке и Луганске это, скорее всего, тоже понимают, но от сепаратистской риторики не отказываются по политическим мотивам.
"В существующей ситуации это реально будет, только если будет предоставлена киевская помощь, фактически будет военная интервенция, и вред от этого минимальный. Я больше воспринимаю это как элементы политических переговоров и игры. Целью этой игры может быть заставить Киев быстрее начать финансирование", — рассуждает Бугрий.
Тем временем Верховная рада утвердила закон о признании целого ряда районов Донбасса временно оккупированными. Предполагается, что именно на перечисленных в законе территориях после установления если не мира, то хотя бы стабильного перемирия, заработает закон об особом статусе местных властей. Однако в самопровозглашенных ДНР и ЛНР новый закон вызвал лишь раздражение. Лидеры мятежных республик уверены, что Киев взял курс на срыв договоренностей и готовится к новому наступлению, а все законы и законопроекты — способ отвлечь внимание от этого. Так что мирный процесс явно будет идти не без сложностей.