"Снижение НДС поможет авиаперевозчикам удержаться в рамках рентабельности"

Российские авиакомпании переориентируются на внутренний рынок. О расширении присутствия в регионах заявил целый ряд перевозчиков. Количество рейсов в Сочи увеличила авиакомпания "Трансаэро", о новых рейсах перевозчика "Псковавиа" объявил аэропорт "Пулково". Кроме того, полеты из Санкт-Петербурга на Урал и Кавказ начинает Red Wings. Независимый эксперт Алексей Захаров побеседовал с ведущей "Коммерсантъ FM" Натальей Ждановой.

Фото: Александр Скифский, Коммерсантъ

Рост внутренних перевозок связан с падением интереса к международным перелетам и общим сокращением пассажиропотока. По данным Росавиации, за первые два месяца этого года он уменьшился почти на 10%.

— Скажите, позволит ли переориентация на внутренний рынок компенсировать те потери, которые несут перевозчики из-за того, что уходят с внешних рынков?

— Сама по себе компенсация эту проблему не решит, потому что человек, который собирался отдыхать в Анталии, вряд ли полетит отдыхать на Байкал. Рост внутренних перевозок обусловлен в первую очередь тем, что государство их дотирует.

— Но как вы считаете, эта временная ситуация — увеличение количества внутренних рейсов — обусловлена сложившимся положением, или здесь есть еще какие-то причины?

— Безусловно, она обусловлена сложившимся положением. Авиационные перевозки есть всего-навсего производная от платежеспособного спроса на них. С платежеспособным спросом на все у нас не сказать чтобы становится лучше, скорее становится несколько хуже. Поэтому внутренние перевозки и их объем будут целиком и полностью определяться бюджетным дотированием.

— Но во вторник, кстати, стало известно, что правительство внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект о снижении НДС на внутренние перевозки с 18% до 10%. Как это скажется на состоянии рынка?

— Практически никак, потому что экономика внутренних перевозок, если отбросить уже упомянутые государственные дотации, опять-таки не имеет платежеспособного спроса, он недостаточен. Поэтому снижение НДС на внутренние перевозки поможет перевозчикам удержаться в рамках рентабельности, но вряд ли позволит им получать прибыль с этих перевозок.

— И еще, как вы думаете, будут ли повышать цены на билеты, в том числе и на внутренние рейсы, учитывая то, что вы говорите — что необходимы дотации, и даже снижение НДС не спасает?

— Пока у нас билеты будут дотироваться, они в некоторых случаях будут стоить и смешные деньги, 100 руб. Но повторюсь, это никакого отношения…

— Но это исключительный случай, вы "Победу" имеете в виду? Это редкость, в общем.

— Нет, я имею в виду не "Победу". Пожалуйста, Red Wings& начал летать в Нальчик с ценой билета со всеми сборами в пределах 100 руб.

— Со всеми сборами уже?

— По крайней мере, говорят так.

— Но "Победа" тоже заявляла, что там 99 руб., в итоге это выливалось все равно в цену за 1 тыс. руб. точно, ближе к 2 тыс.

— Low-cost в России — это отдельный разговор, но нет сейчас платежеспособного спроса на внутренних перевозках, его никогда особенно не было.

— Хорошо, Алексей, еще скажите, такие дотации сейчас достаточны для того, чтобы эти авиакомпании удерживались на плаву? И, учитывая макроэкономические показатели и кризис, можно ли предполагать, что эти дотации будут сокращаться?

— Какое-то время они перевозки поддержат, но бюджет-то у нас не бездонный, и он тоже вследствие макроэкономической ситуации чувствует себя не так чтобы совсем превосходно, поэтому будут определяться какие-то первоочередные задачи, на которые будут направляться бюджетные средства. Применительно к перевозкам это будут конкретные направления, а все, где есть дублирующие перевозки в виде автомобильного и железнодорожного транспорта, находится в зоне риска.

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...