На страже имиджа

Экспертиза

Асмик Новикова, руководитель исследовательских программ фонда "Общественный вердикт"

Опросы последних двух лет показывают: уровень доверия россиян к полиции растет. Однако по большей части это эмоциональная реакция людей, которые не имеют существенного опыта общения с полицией. Думаю, этот рост доверия в какой-то мере результат усилий, которые МВД прилагало, чтобы улучшить свою репутацию. По идее, это правильно, если есть кризис доверия, полиции сложно работать, когда, например, нужно найти свидетелей преступления или понятых. Поэтому повышение уровня доверия — насущный вопрос для полиции. К сожалению, он решается за счет смены стиля коммуникации с "приличными" гражданами.

Между тем, при использовании более тонких исследовательских техник складывается и более точное представление о работе правоохранительной системы. Допустим, во время митинга, когда граждане напрямую контактируют с полицейскими, в какой-то момент полиция решает, будто ситуация выходит из-под контроля, и, случается, применяет чрезмерную силу. Достаточно сравнить с протестами в европейских городах, когда молодежь переворачивает машины, разбивает витрины, устраивает поджоги. У нас ведь подобного, к счастью, не происходит, при этом задерживают протестующих так, словно начался погром. Полиция не научилась или не хочет варьировать силу в зависимости от степени сопротивления, а это индикатор того, стала ли она действительно службой, работающей в интересах граждан.

Другая группа — это те, кто когда-то обращался в полицию. По нашим исследованиям, из них примерно треть обычно довольна работой полиции с их обращениями, остальные — нет. Люди ожидают решения проблемы, а о них забывают. Потерпевший у нас самая маргинальная фигура в уголовном процессе. Полиция ведет борьбу с преступностью, стремится привлечь преступника к ответственности, в то время как жертва преступления оказывается вне зоны ее внимания. В РФ нет программ защиты потерпевших, программ реабилитации жертв преступлений. Такой вопрос и не ставился в рамках реформы МВД.

Следующая группа — лица, пострадавшие от действий полицейских, люди, пережившие пытки. Наш фонд больше 10 лет занимается их защитой. Случаи произвола, насилия никуда не делись.

Репутация полиции последние годы меняется к лучшему, а вот то, как устроена ее работа, требует значительной корректировки.

Вся лента