Акции производителей сигарет растут вопреки антитабачным законам
Инвесторов успокаивает рост цен сигарет и увеличение дивидендов
Котировки акций табачных компаний растут, несмотря на меры властей стран мира по ограничению курения. Инвесторы даже находят в этом нечто позитивное: цены на сигареты растут, накладные расходы снижаются. Все это позитивно сказывается на доходах компаний и, следовательно, на дивидендах по акциям.
Акции табачных компаний торгуются лучше, чем ценные бумаги производителей прочих потребительских товаров, несмотря на серию запретов европейских регуляторов на размещение табачного бренда на пачках сигарет и прочие меры борьбы с табакокурением в Европе и мире. Этот феномен отметила сегодня The Wall Street Journal.
В Великобритании и Ирландии власти уже приняли закон о запрете упоминания табачного бренда, вместо которого на пачках появится крупные предупреждения о вреде здоровью; аналогичная мера обсуждается во Франции. При этом акции компаний Japan Tobacco и Imperial Tobacco Group, на которые приходится 85% британского рынка сигарет общим объемом $25 млрд, выросли в цене примерно на 10% за последние три месяца. Инвесторы объясняют, что антитабачные меры последних десятилетий в развитых странах никак не сказались на инвестиционной привлекательности табачных компаний, поэтому и новые запреты не стоит рассматривать как угрозу. «Каждый новый запрет сокращает издержки бизнеса»,— прокомментировал один из ведущих акционеров Philip Morris International.
Как и другие антитабачные законы, такие как ограничение рекламы сигарет или запрет на курение в общественных местах, запрет на упоминание бренда сигарет на пачке нацелен на сокращение числа курильщиков, а это означает, что объемы продаж в табачных компаний, вероятно, продолжат падать. Поскольку снижение продаж сигарет наблюдается уже много лет, табачные компании меньше вкладывают в производственные мощности и новую технику. Ограничение рекламы сигарет также оборачивается для табачных компаний ежегодной экономией. В результате у производителей табака высвобождаются наличные, которые в значительной степени тратятся на дивиденды инвесторам.
Так, по данным FactSet, у крупнейших европейских табачных компаний дивидендная доходность за последние три года выросла на 4%, тогда как по всем компаниям из общеевропейского индекса Stoxx Europe 600 рост составил всего 2,7%. Некоторые инвесторы даже полагают, что запрет на упоминание бренда на упаковке сигарет пойдет на пользу табачным компаниям, так как поможет им сохранить долю рынка. «Такой запрет делает практически невозможным создание нового бренда. Барьер для входа на рынок теперь огромный»,— объясняет портфельный менеджер инвесткомпании Allan Gray Proprietary Саймон Раубенхаймер.
Спокойствие акционеров резко контрастирует с точкой зрения руководителей табачных компаний, которые пытаются через суд заблокировать запрет на упоминание бренда на упаковках сигарет до того, как он вступит в силу в следующем году. Компания British American Tobacco уже подала в суд на британское правительство, и другие крупные табачные компании также намерены судиться с властями Великобритании и Ирландии. Производители сигарет утверждают, что запретительные законы нарушают законодательство Европейского союза о товарных знаках, а также международные правила торговли, установленные Всемирной торговой организацией. «У нас есть неоспоримое право отличаться от брендов конкурентов»,— заявил директор по корпоративным связям Imperial Tobacco Аксель Гейтс. Другие представители отрасли опасаются, что новые запреты приведут к дальнейшему сокращению продаж из-за незаконной торговли сигаретами. «Мы неоднократно предупреждали политиков, что упаковка без бренда на руку контрабандистам»,— сообщил управляющий директор британского подразделения Japan Tobacco Дэниэл Торрас. Аналитики, однако, уверены, что инвесторы будут оставаться равнодушными к новым запретам до тех пор, пока цены на табачную продукцию устойчиво растут. Так, в Великобритании, средняя цена пачки из 20 сигарет увеличилась на 7,7%, до £7,01 ($10,48) за 18 месяцев, закончившиеся в январе. При этом общая сумма налога в процентах от цены сократилась, то есть прибыль от продажи сигарет продолжает расти, несмотря на запреты регуляторов.