Антония Карвер: «В этом году цензуре ничего не подверглось»
Ярмарку Art Dubai пятый год подряд возглавляет деятельная и обаятельная британка Антония Карвер, в прошлом — журналист (была одним из редакторов журнала Bidoun, издающегося в Нью-Йорке и специализирующегося на культуре Среднего Востока) и куратор (руководила Dubai International Film Festival). О ценовой политике арт-ярмарки, присутствии русских коллекционеров на смотре современного искусства в этом году АНТОНИЯ КАРВЕР рассказала ЕЛЕНЕ КРАВЦУН.
— Какое произведение искусства самое дорогое на нынешней ярмарке и какое — самое дешевое?
— У дирекции ярмарки нет доступа ко всем ценам, об этом нужно спрашивать самих галеристов, но цены примерно колеблются от $1000 до $1 000 000.
— Есть ли цензура на Art-Dubai?
— В этом году цензуре ничего не подверглось, и мы этому очень рады. Правительство оказывает огромную поддержку тому, что здесь происходит, это очень внушительный вклад.
— Художников какой страны охотнее всего покупают?
— Здешний регион — домашний для художников из стран Среднего Востока и Южной Азии, и это собственно идеальный («естественный») рынок для художников из этих регионов. Но в то же время большой интерес среди покупателей проявляется и к художникам из Европы и Америки. Поэтому получается такой своеобразный обмен — местная публика ищет международные произведения, приезжая публика — местные произведения. Это то, что делает ярмарку уникальной.
— Выгодно ли сегодня держать галерею с коммерческой точки зрения?
— Да, я думаю, что прибыльно. Единственный путь измерить это — посмотреть, какие галереи выживают и процветают. Мы знаем, что у многих галерей в Дубае дела идут хорошо, так как они растут, переезжают на большие прощадки, и это очень хороший знак.
— Изменилось ли количество русских коллекционеров, посещающих ярмарку в этом году?
— Их не настолько много, как, например, в прошлом году. В первую очередь это связано с экономической ситуацией в России. Но мы имели довольно долго очень устойчивый тренд — то, что все больше русских коллекционеров приезжало в Дубай с каждым годом,— поэтому мы уверены, что как только экономическая ситуация улучшится, их покупки возобновится. В то же время сейчас в Дубае большое количество русских галерей. Мы знаем, что многие галереи в России видят в Дубае потенциальный рынок для своих произведений. И это действительно так.
— Почему в этом году для программы Marker была выбрана именно Латинская Америка?
— Одна из причин, по которой Латинская Америка интересна для нас, это факты крупной исторической миграции из Среднего Востока, в частности из Палестины, Ливана и Сирии, в Латинскую Америку, и это уже предполагает культурный обмен. А также современная история, которая включает активную торговлю между нашими регионами. В Дубае еще не было возможности увидеть произведения из Латинской Америки, поэтому мы подумали, что будет прекрасная возможность это исправить.
— Почему в Дубае при такой высокой художественной активности до сих пор отсутствует музей современного искусства?
— Совсем рядом с нами есть много крупных музеев, в основном в эмирате Шарджа, поэтому Дубай концентрируется в основном на галереях, студиях, художниках. И сейчас планируется появление новых мест, которые будут включать большое количество галерей, а также театр и кино. Планируется появление так называемых дизайн-зон, где все внимание будет уделяться моде, дизайну и искусству. Также Emaar разрабатывает новый проект на Бурдж-Халифа, поэтому я так думаю, что Дубай решил использовать немного другой подход, чем его соседи, в том, что связано с современным искусством.