Время урбанизма
Многие российские компании в последние годы все чаще принимают участие в решении социальных проблем малых и средних городов. В данном случае следование принципам социальной ответственности отвечает интересам самих предприятий. Повышение уровня комфорта городского проживания позволяет сохранять и привлекать квалифицированные кадры. На этих страницах мы рассказываем о том, какие проекты развития и, самое главное, зачем реализует крупный отечественный бизнес в регионах.
Идеология нового урбанизма, ставшая драйвером преобразований городской среды российских мегаполисов, сегодня постепенно проникает в небольшие города. Трендом сегодняшнего дня становятся системные инфраструктурные проекты крупных корпораций в российских регионах, которые реализуются через корпоративные программы социальных инвестиций, в том числе и на тех территориях, которые мы привыкли называть глубинкой. В основе этой деятельности не альтруизм, а рациональный подход крупного бизнеса. Устаревшая социальная инфраструктура малых городов истощена и не способствует наращиванию качественного человеческого капитала, соответствующего современным потребностям динамично развивающихся отраслей промышленности в регионах.
Чья ответственность
В 2000-е годы стала развиваться тенденция, обозначенная термином "корпоративная социальная ответственность" (КСО). В основе ее — не приказ сверху, а понимание того, что для развития бизнеса необходимо создавать условия для наращивания качественного человеческого капитала в регионах — будущих кадров для крупных компаний. А кадры, то есть люди, требуют комфортных условий не только для жизни, но и для саморазвития. Для решения этой проблемы необходимы не разовые акции, а комплексные меры.
Прежде всего адресатами проектов развития социальной инфраструктуры являются малые и средние города России, большинство из которых еще не успели пройти те стадии урбанизма, которые делают их по-настоящему комфортными для проживания. При этом во всем мире наиболее благоприятной средой для жизни при достаточном количестве рабочих мест считаются именно небольшие города. У нас же и при наличии работы, и при относительном экологическом благополучии большинство подобных городов попали в разряд депрессивных во многом из-за недостатка качественных социальных сервисов. Именно создание необходимой социальной инфраструктуры, соответствующей современным урбанистическим представлениям, во многом является сегодня задачей корпораций, ведущих деятельность в регионах.
Сейчас практически невозможно назвать крупную российскую компанию, которая не осуществляла бы собственные социальные программы. Такие программы есть у "Русала", "Металлоинвеста", "Норильского никеля" и других корпораций. В том числе системную работу по развитию социальной инфраструктуры в 28 городах России проводит "Газпром нефть".
В создании социальной инфраструктуры, соответствующей современным урбанистическим представлениям, все чаще принимают участие российские корпорации, ведущие деятельность в регионах
Город для жизни
Создание комфортной городской среды по программе "Родные города" — это не только комплексное благоустройство территорий, но и строительство жилья, детских учреждений, домов культуры, реконструкция больниц.
Строительство многоквартирных домов — один из ключевых проектов в этом направлении. Новостройки оборудованы подземными парковками, многофункциональными детскими площадками, зонами отдыха, обеспечены горячей водой и теплом за счет автономной котельной, что является важным преимуществом в условиях сурового северного климата. В них будут проживать не только сотрудники компании, но и молодые специалисты бюджетной сферы. Кроме того, значительная часть квартир будет передана городу в рамках программы переселения из ветхого жилья.
Такие дома уже построены в Ханты-Мансийске, Муравленко, Томской области. Опыт оказался удачным, объединяющим интересы компании, города и его жителей, и будет иметь продолжение в других регионах.
Перспективное детство
"Ребенок, живущий в небольшом городе, должен иметь не меньше возможностей, чем ребенок, живущий в столице" — такую задачу ставит "Газпром нефть" в городах своего присутствия.
В 2013 году в рамках очередного проекта компании по развитию социальной инфраструктуры в Ханты-Мансийске открылся первый "умный" детский сад "Планета детства". Это трехэтажный комплекс, рассчитанный на 200 воспитанников, с бассейном, медицинским блоком, зимним садом, изостудией, залами для занятий музыкой и спортом.
В Омской области приобретается специальное развивающее и образовательное оборудование для детских садов, расширяется методическая база; в общеобразовательных школах и детских домах обновляются учебные классы, помещения, спортивные залы и пришкольные спортивные площадки.
Совместно с администрацией Томской области компания реализует ряд проектов по реновации и обновлению материально-технической базы дошкольных, общеобразовательных и среднеспециальных учебных заведений Каргасокского и Парабельского районов.
Подобные проекты позволяют "Газпром нефти" создавать эффективные "образовательные лифты" для одаренных детей и школьников, открывают им возможности продолжить свое образование в ведущих школах и вузах страны.
Спорт большой и малый
Предоставить возможность в полной мере реализовать свои спортивные таланты жителям всех возрастов в российской глубинке — одна из важнейших составляющих в социальной программе "Родные города". Эта задача решается как за счет развития крупных спортивных инфраструктурных проектов совместно с региональными властями, так и с помощью организации локальных спортивных инициатив "во дворах" при участии волонтеров компании.
Так, в 2012 году при поддержке "Газпром нефти" на базе одного из сильнейших в стране омского хоккейного клуба "Авангард" началось создание хоккейной академии "Авангард". Это первый и пока единственный в России проект, формирующий межрегиональную систему хоккейного образования детей и молодежи. Его задача — вывести процесс подготовки молодых спортсменов на новый уровень, прежде всего благодаря созданию современной инфраструктуры. Кроме того, в рамках проекта формируется сеть филиалов академии в городах Ноябрьск и Тарко-Сале.
Не менее значимым спортивным инфраструктурным проектом компании является Югорская шахматная академия. Сразу после открытия она заняла почетное место на шахматной карте мира. В первые же дни существования академии здесь прошли Всемирная шахматная Олимпиада, АССАМБЛЕЯ и 81-й Конгресс FIDE, Международная научно-практическая конференция "Шахматы — инструмент повышения интеллектуального уровня детей", чемпионат мира по шахматам среди женщин. Важная задача, которую решает академия,— обеспечение доступа к дистанционному обучению игре в шахматы и участию в соревнованиях детей и молодежи из соседних регионов.
Что касается малых дел, корпорация активно развивает спортивную дворовую инфраструктуру в регионах присутствия, во многом опираясь на эффективную, но канувшую в Лету советскую традицию дворовых матчей и соревнований как первую ступень на пути подрастающего поколения в большой спорт.
Реализуя программы социальных инвестиций, бизнес нацелен на наращивание качества человеческого капитала, формируя при этом собственные будущие кадры
Расчет на будущее
Развитие социальных сервисов в регионах силами крупных корпораций — далеко не дань моде и не просто благотворительность.
"Участвуя в социальном развитии регионов, "Газпром нефть" является не просто финансовым донором, а стратегом и партнером, который предвидит социальный эффект и несет ответственность за результат,— отмечает Александр Дыбаль, член правления "Газпром нефти".— Компания стремится использовать современные технологии развития городской среды на территориях своего присутствия, создавая инфраструктуру, доступную для всех культурных, возрастных и социальных групп и добиваясь при этом долгосрочных фундаментальных изменений".
Реализуя программы корпоративных социальных инвестиций, исповедующие идеологию нового урбанизма, крупный российский бизнес нацелен на наращивание качества человеческого капитала, а точнее, вкладывается в собственные будущие кадры в регионах. Но в конечном итоге бенефициаром становится далеко не только корпорация, но и региональные власти, местные общественные организации, а также жители российской глубинки.
Социальные программы "Газпром нефти"
В 2012 году "Газпром нефть" структурировала свою социальную деятельность в комплексную программу социальных инвестиций "Родные города" и выделила в программе пять направлений, которые охватили наиболее нуждающиеся в поддержке и развитии сферы социальной жизни регионов.
В рамках программы социальных инвестиций "Родные города" "Газпром нефть" реализовала более 300 проектов развития в 28 городах России, привлекла к участию в проектах 7,5 тыс. волонтеров из числа сотрудников компании, инициировала совместные социальные проекты в партнерстве более чем с 100 некоммерческими организациями и фондами.
Одним из наиболее эффективных инструментов вовлечения местных сообществ в социальную деятельность компании стал грантовый конкурс. В 2014 году на конкурс поступило более 300 проектов от жителей Томской, Омской и Оренбургской областей, ХМАО--Югры, города Муравленко, пос. Ханымей и города Ноябрьска. Более 70 проектов было отобрано независимыми экспертами и получило финансовую поддержку компании. Среди авторов проектов много представителей общественных организаций, помогающих многодетным семьям, инвалидам, пенсионерам.